Умные люди уже давно начали коллекционировать киношные постеры, но, оказывается, ещё более умные давно начали их рвать. Выставка работ итальянца Мимо Ротелла (Mimmo Rotella) — это постеры пятидесятых: Элвис Пресли ободран «до мяса», печаль в ликах Богарта и Бергман из «Касабланки» приправлена дюжиной свежих «ран», юбка дамы из фильма «Dolce Vita» эффектно разодрана, так что сразу понятно, почему у Марчелло Мастроянни, украшающего ту же картинку, — дырка в голове.
Техника проста: идешь по улице, сдираешь постеры себе в удовольствие, они сдираются лишь местами и иногда получаются новые смачные артефакты. Потом основа постера сдирается целиком, полученная картинка копируется. Все это называется деколлаж.
Хулиганство, возведенное в арт, часто оказывается пустотой, изящно обрамленной виньетками свежеизобретенных манифестов. У Ротеллы тоже есть свои «тараканы»: и манифест, и протестный бэкграунд.
Но то, что у него получилось, кажется интересным: штрихи трещин возвращают застывшему «кадру» постера движение, присущее кино, которое так трудно передать в рисунке.
Исполосовав постер, можно вернуть скачущим ковбоям из вестерна страсть погони, а физиономии Джона Уэйна — подобающую мужественность (шрамы украшают мужчину).
Бэтмену «трещины» добавляют динамики, бенгальскому тигру — полос на шкуре, а Софи Лорен с Мэрилин Монро — некоего трагического очарования. Вспоминаются картинки итальянского неореализма: ободранные стены домов, полоскающиеся простыни. Плюс эффект «антикварности» — потрепанность старине идет.
Сам Ротелла, правда, упирает на цвет (название выставки: «Мир, рассыпанный на фрагменты, или Цвет как эмоциональная пружина»). Трудно сказать: рвал ли он постеры фигурно, пытаясь добиться гармонии между эмоцией рисунка и динамикой трещин, или все выходило спонтанно. Деконструкция вообще шкатулка с сюрпризами.
Чуть позже хулиганских подвигов Ротеллы, в 60-х, итальянские архитекторы из группы «Лабиринто», одержимые риторикой протеста, будут «рвать» и «гнуть» традиционную структуру модернистского здания.
Тогда все это казалось дикостью, но сегодня подобное увлечение под именем деконструктивизм — доминанта мирового архитектурного ландшафта. Ротелла, которому сейчас 87 лет, недавно удостоен «золотой медали за изобразительное искусство» от президента Италии, а один из его деколлажей был выставлен на «Сотби» за $212 тыс.
Из Италии — в Финляндию. Вы не знакомы с экс-министром юстиции финнов Ханнеле Покка? Зря, зря, прелюбопытнейший субъект: шаман в цветных одеждах с посохом и прической одичавшего хиппи.
Что сделал хорошего или дурного министр автору (Эдвин Хевонкоски) его колоритной фигуры, неизвестно: Финляндия — вообще страна загадочная. Однажды автор, остановившись на несколько дней в глухом приозерном финском отельчике, просто побрел по сельской дороге и через пару километров наткнулся на музей старинных автомобилей с редким «даймлером», принадлежавшtм шведской королеве. За два дня мы получили в окрестных «деревнях»: ниагарский водопад (спуск плотины финны превратили в концерт классической музыки), чеховские веранды, где пьешь чай на мебели XIX века, и презентацию авангардного искусства. Ну а натуральных голубоглазых блондинок, словно с сырка «Виола», и вовсе не счесть.
Выставка «Неистовое искусство из Финляндии» от Сельского союза просвещения не обманула. Корова, сбитая из ржавой жести, смотрится как живая. Есть роскошный зоопарк от Йолрмы Пила, в котором самая симпатичная работа — стая журавлей Стенли. «Благословенное безумие» (Мартти Хёмппи) изображает улыбчивого осла на нарах и явно сделано из мусорной кучи. Очаровательны фигуры из «Бегства из Импиваары», напоминающее о чьих-то крупных военных подвигах. Несколько масок («Крикуны»), похожих на лесных духов, снабжены галстуками и вполне могут сойти за парламент. Отдельное спасибо финнам за работу «Спутник» — бессовестный навет на отечественную космическую программу: из металлолома собрано подобие допотопного мотоцикла. Артефакт выкрашен в красный цвет, снабжен шлемом, звездами и надписью «СССР». Не иначе автор читал «Омон Ра» Пелевина. Со старым хламом хозяйственные финны расставаться явно не любят. Все представленное — народное творчество для души, сделанное из подручного материала и собранное организаторами по финским захолустьям.
Реальность, пропущенную через сито лесного юморка, уже не первый год возят по миру — и не без справедливого успеха.
В Финляндии искусство маргиналов названо «искусством ITE» — если перевести это как «искусство йети», большой ошибки не будет.
Насладиться итальянским и финским неистовством можно до 13 октября в ЦДХ на Крымском валу.