В среду власти Норвегии выписали арестованным в территориальных водах страны российским судам «Капитан Горбачев» и «Дмитрий Покрамович» штрафы на сумму, превышающую $330 тыс. Судовладелец «Дмитрия Покрамовича» будет оштрафован на 1,25 млн норвежских крон (около $190 тыс.), а хозяева «Капитана Горбачева» — на 900 тыс. крон (около $140 тыс.).
Как заявил генеральный директор ЗАО «Мурманрыбпром», которому принадлежит рефрижератор «Дмитрий Покрамович», Владимир Загоровский, «ситуация за ночь не претерпела никаких изменений, наши судна стоят, норвежские инспекторы продолжают оставаться на их борту, никаких решений об их освобождении не принято».
По словам вице-губернатора Шпицбергена Рюне Борда Хансена, арест с российских судов в Норвегии будет снят сразу после внесения судовладельцами залога или выплаты штрафа, если они признают справедливость предъявленных к ним норвежской стороной претензий.
Если штраф будет заплачен сразу, дело будет немедленно закрыто, заявил Хансен РИА «Новости». Если же судовладельцы предпочтут судиться с норвежскими властями, они должны будут перевести те же $330 тыс. на отдельный банковский счет в качестве залога и гарантий выплаты штрафа. Деньги останутся на счете до решения суда (то есть примерно до середины декабря 2005 года), уточнила советник губернатора по вопросам информации Сюннове Хага. «Режим предоставления гарантий — это обычная практика. В зависимости от того, что решит суд, залог будет либо возвращен судовладельцам, либо пойдет в счет уплаты штрафа», — подчеркнул Хансен.
Что выберут российские судовладельцы — ЗАО «Мурманрыбпром» и компании «Архангельский траловый флот» — пока не ясно. Еще вчера они заявляли, что вообще не собираются платить никаких штрафов, поскольку это будет означать признание вины — а виновными себя хозяева судов не считают. Но внести залог им, по-видимому, в любом случае придется: иначе суда останутся под арестом. По словам Хансена, требование о предоставлении гарантий уже передано капитанам судов, однако никакого ответа до сих пор не последовало.
МИД России считает действия норвежских властей правомерными, но «чрезмерными».
«Выставленные штрафные санкции не соответствуют обстоятельствам ситуации», — заявил официальный представитель МИД России Михаил Камынин. Санкции Норвегии преувеличены, «даже если у норвежской стороны есть основания предполагать некоторое отклонение судов от существующих правил промысловой деятельности в этом районе», считает дипломат. Камынин подчеркнул, что МИД РФ проводит «вместе с компетентными российскими ведомствами и организациями соответствующее разбирательство».
Вице-губернатор Шпицбергена уже прокомментировал РИА «Новости» заявление МИД России. «Я не согласен с тем, что мы применили слишком строгие санкции. Но в итоге решит суд», — заявил он.
Представители компаний-судовладельцев продолжают высказывать недовольство действиями норвежских властей.
Генеральный директор «Мурманрыбпрома» Владимир Загоровский сообщил РИА «Новости», что накануне вечером норвежская сторона провела опрос капитана задержанного траулера «Дмитрий Покрамович», однако отказалась передать судовладельцу копию опроса на английском языке для консультации с юристами.
Норвежцы на это заявляют, что «все делают правильно». Хансен заявил, что ничего не знал об отказе капитану «Дмитрия Покрамовича» в требовании переслать копию его опроса судовладельцу. «Если бы такая просьба была адресована ко мне, то с моей стороны она не вызвала бы никаких возражений. То, что капитан не согласился подписать документ на языке, которым он не владеет в достаточной мере, я очень хорошо понимаю», — сказал вице-губернатор.
По мнению руководителя департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства администрации Мурманской области Вячеслава Зиланова, задержание российских судов, а также инциденты с траулерами «Метелица» и «Электрон» могут осложнить российско-норвежское сотрудничество в области рыболовства.
«Мы не исключаем того, что определенным силам выгодно, чтобы тридцатилетнее сотрудничество переросло в холодную рыболовную войну», — заявил «Интерфаксу» руководитель департамента. Зиланов напомнил, что два месяца назад возглавляемый им департамент высказал идею создания совместного российско-норвежского центра контроля за рыболовством, который проводил бы мониторинг, осуществлял инспекцию за рыболовными судами, устанавливал меры наказания за нарушения правил. Кроме этого, одним из принципиальных моментов руководитель департамента назвал необходимость привести в соответствие рыболовное и рыбоохранное законодательства России и Hорвегии. «Тогда не будет ни побегов, ни погонь, не останется ни малейшего места для спекуляций», — убежден он.