Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Адский штаб

Во Владикавказе на заседании суда по делу Нурпаши Кулаева в качестве свидетеля сегодня был допрошен бывший министр внутренних дел Северной Осетии Казбек Дзантиев. Пока это самый высокопоставленный чиновник, выступивший на громком процессе.

Перед началом заседания замгенпрокурора Николай Шепель сделал заявление для прессы — объявил о продлении сроков рассмотрения основного дела по теракту в Беслане до 1 марта 2006 года. По его словам, «следствие уточняет ряд показаний, которые не имеют отношения к Кулаеву, но важны для основного дела». Кроме того, чиновник сообщил, что по результатам ДНК-экспертизы опознан еще один из нападавших на бесланскую школу боевиков. Это Резван Пачашвили, уроженец станицы Нестеровская Чеченской республики.

На сегодняшнем заседании жители Беслана ожидали увидеть большую группу бывших и нынешних топ-чиновников Северной Осетии во главе с бывшим президентом Александром Дзасоховым (их всех вызвали свидетелями по просьбе потерпевших). Последний в итоге не появился.

Жители Беслана были раздражены тем, что в день очередного заседания было назначено чтение доклада республиканской парламентской комиссии по расследованию теракта, куда они также были приглашены (о докладе комиссии «Газета.Ru» подробно рассказывает в другом материале). По мнению бесланцев, это было сделано намеренно, чтобы дать спокойно выступить приглашенным свидетелям. «Они над нами издеваются, хотели, чтобы мы не мучили этих, которых мы уже год ждем…» — сказала «Газете.Ru» потерпевшая Рита Сидакова.

Первым был вызван на допрос Урузмаг Огоев, секретарь совета общественной безопасности Северной Осетии. В полномочия Огоева во время теракта входила координация действий прибывающих из Москвы подразделений силовых структур, хотя Огоев не входил в оперативный штаб по освобождению заложников. Показания Огоева не содержали практически никакой информации, кроме признания своей беспомощности. Повернувшись лицом к залу, Огоев произнес: «Я извиняюсь перед вами, перед всеми потерпевшими, и считаю, что как должностное лицо не сделал всего, что мог». Урузмаг Огоев подал в отставку через 40 дней после теракта.

Перед тем как вызвать на допрос бывшего министра внутренних дел Северной Осетии Казбека Дзантиева, председатель суда Тамерлан Агузаров попросил потерпевших «вести себя корректно и не оскорблять свидетелей». Предупреждение было не лишним.

Со второй частью наказа судьи справиться удалось не всем. Допрос Дзантиева начался с вопросов о его работе в антитеррористической комиссии, созданной в Северной Осетии еще в 2000 году. Дзантиев стал уже третьим подряд свидетелем, который не смог вспомнить заседание комиссии, состоявшееся во Владикавказе 23 августа 2004 года, за неделю до теракта.

— В протоколе комиссии, опубликованном на следующий день в газете «Северная Осетия», говорится о том, что «разработаны меры по предотвращению терактов, которые пронизывают практически все слои общества, что есть специальный план действий на случай теракта, и что в МВД приняты 120 специалистов по борьбе с террором». Вы этого не помните? – спрашивал Дзантиева адвокат потерпевших Таймураз Чеджемов.

— Нет, мне надо поднять документы, — ответил Дзантиев. Потом добавил: — Специалистов я не принимал.

— А кто отвечал за безопасность административной границы с Ингушетией?

— Был полк по охране границы, но в 2003 году его расформировали. Мы закрывали дороги, там было девять милицейских постов.

— То есть вроде бы закрывали, но ничего не закрыли?

— План не предусматривал полного закрытия границы, – ответил Дзантиев.
Из дальнейших показаний Дзантиева следовало, что в его полномочия входило «обеспечение блокирования территории вокруг школы». При этом Дзантиев также не входил в оперативный штаб по освобождению заложников. Бывший министр внутренних дел не имел понятия о том, какие силы участвовали в операции по освобождению заложников, ничего не знал о характере применявшегося оружия и о том, как применялось тяжелое вооружение, и в частности танки. Когда зашла речь о работе штаба, вопрос министру задала потерпевшая Сидакова:

— Так кто же все-таки руководил этим адским штабом? В чьих руках была судьба наших детей?

— Штабом руководил Андреев (бывший руководитель ФСБ Северной Осетии Валерий Андреев), а я поддерживал связь с Рашидом Нургалиевым.

Невнятные показания министра вызвали гнев потерпевших. Со своего места встала Марина Пак, потерявшая в школе дочь.


— Вы уже не первое должностное лицо, которое здесь дает показания, и никто из вас не дал ни одного внятного ответа. У половины из вас вообще амнезия! В вашем лице я хочу сказать, что виноваты вы все, и рядом с Кулаевым должны сидеть все вы! – сказала Пак и была перебита председателем суда Агузаровым:
— Это не политическая арена, задайте свой вопрос.

— Я задам ему вопрос, — сказала Марина и вновь повернулась к Дзантиеву. – Неужели за полтора года после теракта у вас не возникли угрызения совести и вы до сих пор находитесь в резерве МВД?
Четкого ответа она не услышала. В заключение Дзантиев произнес: «Виноваты мы все, в том числе и я». Из зала он уходил под крики и обвинения в свой адрес.

О роли руководителя штаба Андреева говорил сегодня и другой свидетель, пресс-секретарь Александра Дзасохова Лев Дзугаев. Именно он был «лицом» штаба все время теракта, именно он раз за разом повторял, что в школе 300 с лишним заложников. В суде он и признался: именно по указанию руководства штаба он был вынужден в течение всего дня 2 сентября доводить до людей цифру в 354 заложника.

Картину хаоса и полной несогласованности действий силовых структур во время теракта завершили показания бывшего начальника бесланского РОВД Мирослава Айдарова. Айдаров полностью опроверг показания командующего 58-й армии Виктора Соболева, которые тот давал на предыдущем заседании. Соболев говорил о том, что танки начали стрелять по школе только после 21.00, когда в здании не было живых заложников. Айдаров с уверенностью заявил об обратном. «В 15.00 мне доложили, что по школе прямой наводкой стреляет танк».

Новости и материалы
В Воронежской области объявлена опасность атаки БПЛА
В двух областях Украины объявлена воздушная тревога
Одному из лидеров РПЛ предрекли проблемы с составом
ХАМАС заявил, что из-за действий Израиля переговоры по Газе зашли в тупик
В Липецкой области введен режим воздушной опасности
Названо неочевидное опасное последствие диабета у молодых
Стало известно, как именно быстрый прием пищи приводит к увеличению веса
В МВД Грузии заявили, что оппозиция платила участникам протестного митинга за беспорядки
Игрок «Спартака» Зобнин объяснил успехи команды после увольнения Абаскаля
Раскрыты дизайн и характеристики смартфона Meizu 21 Note за 35 тысяч рублей
Парадоксальный признак скорого ухода из жизни людей с деменцией поставил в тупик ученых
Стало известно, от какого «нездорового» фабричного продукта не стоит отказываться
Печенье и фастфуд ухудшают качество волос, установили ученые
Зеленский констатировал тяжелые бои на всей линии фронта
СК подтвердил рост числа жертв падения автобуса в реку в Мойку
Мбаппе официально объявил об уходе из «ПСЖ»
В ВСУ планируют сформировать новые бригады для отражения российского наступления
Овечкин прилетел в Россию после провала «Вашингтона» в плей-офф НХЛ
Все новости