Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кремль зомбирует инвесторов и себя

Российская экономика доросла до мирового уровня, все настойчивее убеждают наши чиновники зарубежных партнеров

,
Российская экономика доросла до мирового уровня, все настойчивее убеждают наши чиновники зарубежных партнеров. Те не спорят: им важно наше сырье и огромный потребительский рынок. Но в ВТО нас не принимают и инвестиции наши к себе не пускают.

Экономическая риторика российских властей становится все увереннее. Экономический рост в стране, по прогнозам, в этом году составит не менее 7%. Это нам обещают не только свои, но и зарубежные эксперты, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк. При этом главный двигатель экономики — уже не экспорт нефти и газа, а инвестиционный и потребительский спрос. Инвестиции в этом году выросли на 20%. Капитал не бежит из страны, а, наоборот, идет сюда бурным потоком. За пять месяцев этого года в Россию пришло $60 млрд.

Россия — полноправный участник клуба ведущих мировых экономических держав, не устает убеждать зарубежных коллег президент Владимир Путин, так что с ней надо вести диалог на равных. Здесь могут находиться центры принятия решений новых глобальных корпораций, а рубль должен стать не только средством международных расчетов, но мировой резервной валютой наряду с евро и долларом, заявил он на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Партнеры не спорят и не устают петь дифирамбы политике наших властей. «Европа сможет достичь успеха в укреплении своих позиций как важного игрока в мировом масштабе в политической и экономической сферах, только если у нас будут надежные партнерские отношения с Россией», – заявил на форуме бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Экс-президент Всемирного банка, председатель консультационного совета международной финансовой группы «Сити-групп» Джеймс Вулфенсон прочит нам двадцатикратный рост к 2050 году, тогда как развитые страны за то же время увеличат показатели своей экономики лишь в два с половиной раза. «Россия должна войти не только в десятку ведущих экономик, но и в пятерку. Москва может стать пятым-шестым мировым финансовым центром в течение ближайших нескольких лет», – вторил им глава группы «Ренессанс Капитал» Стивен Дженнингс на международной конференции инвесторов в понедельник.

Диссонансом прозвучало лишь высказывание британского премьера Тони Блэра, который недавно пообещал, что инвесторы отвернутся от России за авторитаризм. Но все другие зарубежные представители его бурно опровергли. Буквально через несколько дней после этого заявления состоялся Петербургский экономический форум, отметил Дженнингс, где «за два дня было заключено огромное количество контрактов».

Однако все эти дифирамбы представляются несколько натянутыми. Россия по-прежнему представляет интерес для зарубежных партнеров лишь как крупный источник сырья и огромный рынок сбыта.

Те же заключенные на экономическом форуме контракты лишний раз подтверждают этот факт. «Аэрофлот» договорился о покупке у Boeing 22 лайнеров, Volvo подписал инвестсоглашение о создании завода в Калуге, Suzuki построит завод в Санкт-Петербурге. Инвестировать в технологичное производство в России или пускать наши инвестиции к себе зарубежные партнеры не торопятся. О том, что не все в наших отношениях гладко, свидетельствует и нежелание принимать Россию в ВТО. Мы уже побили рекорд Китая, ожидавшего своего часа 13 лет, и скоро «станем абсолютным рекордсменом», с раздражением заявил на конференции «Ренессанс Капитала» глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Похоже, российские власти и бизнес готовы разрешить это вопиющее противоречие в отношениях к нам западных партнеров самым простым способом: то, что нам недоступно, нам не очень-то и хочется получить. И — мы для них важнее, чем они для нас. Именно в таком ключе высказался Шохин по поводу нашего членства в ВТО. «России пора прекратить проситься в ВТО и ждать, когда нас туда пригласят», – объявил глава РСПП, пояснив, что ВТО без нас — неполноценная организация.

Однако вряд ли одна победная риторика поможет тому, чтобы нас воспринимали как равного партнера. Мнения экспертов на этот счет сходятся в одном: Россия стремится создать на западе образ энергетической державы, а такой имидж никакого другого отношения в развитых странах вызвать не может.

«Проблема в том, что Россия позиционирует себя как энергетическую сверхдержаву. И на какой имидж мы еще можем рассчитывать? Складывается мнение, что эта страна живет на нефтяных ценах», — говорит директор центра политических исследований Алексей Макаркин.

«На Западе боятся энергетической зависимости, а наши претензии на роль энергетической державы только увеличивают этот страх, — соглашается глава департамента стратегического анализа компании «ФБК» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — При этом складывается парадоксальная ситуация: мы еще и обижаемся на то, что нас рассматривают как сырьевой придаток».

Рецепты же того, как переломить сложившееся отношение и стать равноправным игроком, эксперты предлагают разные. С одной стороны, нужно развивать производство, не связанное с сырьем. «Нужно производить больше товаров обрабатывающей промышленности, а не только сырье, — говорит эксперт Центра развития Валерий Миронов. «В перспективе – есть правительственная программа, до 2020 года. Она предполагает создание транспортного коридора между западом и востоком, развитие нанотехнологий и сырьевого сектора. Может быть, чего-то добиться удастся благодаря ей», — сообщил руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

С другой стороны, необходимо перестать пугать Запад его потенциальной зависимостью. «Слова про то, что нас рассматривают как сырьевой придаток – стереотип, неизжитый комплекс, от которого надо избавляться: ведь именно он порождает подобное тому, что сказал Шохин: мы отгораживаемся от Запада, говорим, что сами мы в ВТО не пойдем, пусть они нас зовут», — сказал Николаев.

Кроме того, нужно изменить отношение к инвесторам. «Страна все время меняется. В 90-е годы, когда были низкие цены на нефть, инвесторов активно приглашали, создавали для них льготные условия. Потом – тоже изначально к ним относились хорошо. Но после 2003 года приоритетом стала национальная безопасность, а слово «суверенитет» стало звучать значительно чаще, чем «инвестиционная привлекательность».

А инвесторы любят вкладывать деньги туда, где климат для них не определяется политическим курсом.

Нужно, наверное, определенное отношение к инвесторам – более позитивное. Но оно возможно только при падении цен на нефть. Пока же складывается парадоксальная ситуация: мы жалуемся на пренебрежительное отношение на Западе, но и сами позволяем себе пренебрежительно относиться к нему», — сказал Макаркин.

Новости и материалы
Вратарь ЦСКА получил тяжелое сотрясение в игре с «Зенитом»
Стало известно, как изменилась личная жизнь Джонни Деппа после скандального развода
В Минобороны Британии не увидели необходимости в отправке войск на Украину
Во Франции связали покушение на Фицо с его политическими взглядами
Яна Рудковская объяснила, как влезла в платье спустя три года
Начальника колонии в Орловской области заподозрили в превышении полномочий
Руководство ВСУ перебросило из-под Часова Яра одну из «элитных» бригад
Нападение на премьера Словакии стало первым в Европе более чем за 20 лет
Пьяный россиянин жестоко избил племянника из-за ссоры
Стало известно, какая длительность физнагрузок оздоравливает мозг
Найден способ выявления рака за семь лет до клинической диагностики
Макрон заявил, что «шокирован» покушением на премьера Словакии Фицо
Экс-вратарь «Сатурна» Кински: в Чехии о России пишут только негатив
Средства ПВО России сбили несколько воздушных целей на подлете к Белгороду
Травматолог объяснил, почему возникает плоскостопие
В Краснодаре призывников, освобожденных от службы, насильно удерживают в сборном пункте
Россия объяснила критику резолюции по Сребренице
В соцсетях обсуждают «русское воспитание» дочери Джейсона Стетхэма
Все новости