Налог на eBay

Правительство может ввести налог для eBay и AliExpress

Отдел «Бизнес»
1995 год. Появление интернет-аукционов и интернет-магазинов eBay и Amazon Wikimedia Commons
Российские онлайн-магазины предлагают ввести налог для своих иностранных конкурентов. Поправки разработала ассоциация компаний интернет-торговли, и они уже обсуждаются в правительстве, сообщают СМИ. Если они будут приняты, налогом обложат товары в популярных у россиян китайских интернет-магазинах: AliExpress, Amazon и eBay. Эксперты предполагают, что инициатива будет поддержана правительством.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят крупные российские онлайн-ритейлеры (Юлмарт», Ozon.ru, re:Store, KupiVIP, Lamoda, «М.Видео» и другие), попросила ввести налог для своих иностранных конкурентов. Как сообщает газета «Коммерсант», АКИТ разработала поправки в Налоговый кодекс и закон «Об информации», которые лишат иностранные интернет-площадки конкурентного преимущества в виде освобождения от НДС и ввозных таможенных платежей при реализации товаров стоимостью до €1 тыс. и весом до 31 кг. Это инициативы обсуждаются в правительстве.

По мнению российских продавцов, можно ввести механизм НДС-регистрации зарубежных интернет-магазинов по аналогии с так называемым налогом на Google. Его начали взимать с 1 января 2017 года. Он подразумевает, что иностранные компании, продающие электронный контент или софт через интернет в России, должны встать на учет в налоговую службу и платить НДС наравне со своими российскими коллегами.

Впрочем, для иностранных онлайн магазинов предлагается исчислять налог упрощенным методом. В итоге он составит 15,25% от конечной цены товара. Если продавец не уплатит НДС, то Федеральная налоговая служба потребует у электронной торговой площадки заблокировать его страницу. Кроме того, она может обратиться в Роскомнадзор.

В последние годы среди россиян растет популярность покупок в онлайн-магазинах. По данным АКИТ, по итогам 2016 года объем рынка интернет-торговли в России составил 920 млрд руб., что на 21% больше показателя 2015 года.

Существенная доля посылок заказывается из-за рубежа, заявил в начале сентября глава АКИТ Алексей Федоров. Объем заказов из-за рубежа в первом полугодии 2017 года вырос на 34% по сравнению с первым полугодием 2016 года — до 178 миллиардов рублей.

Больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае, отмечали в АКИТ. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза — 4%, США — 2%.

Несмотря на большие объемы, из Китая россияне заказывают в основном недорогие товары. Так, в денежном выражении доля покупок в Китае составляет 52%, в Евросоюзе — 23%, США — 12%. Более 64% покупок (транзакций) в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро, а более 96% укладываются в 150 евро, констатировали в АКИТ.

По мнению Алексея Федорова, в этом году россияне закажут в российских и зарубежных интернет-магазинах товаров на 1,1 триллиона рублей. При этом, по прогнозу АКИТ, по результатам 2017 года доля трансграничной торговли в обороте интернет-торговли России составит 37%, а ее объем — 420 миллиардов рублей.

Эксперты указывают, что такие ограничения заставят иностранных продавцов либо сильно сократить ассортимент товаров, которые доставляются в Россию, либо вообще этих прекратить.

«Никакой необходимости во введении предлагаемых налогов нет, а реализация предложения может значительно сократить ассортимент поставляемого в Россию товара. Если говорить о конкуренции с российскими площадками, то опускается момент с тем, что они не платят такие сборы за доставку, что и дает им преимущество, поэтому говорить о неравном положении некорректно. Розничный импорт в настоящий момент регулируется таможенными пошлинами, поэтому введение дополнительного налога может сильно ухудшить положение иностранных площадок, что в итоге скажется на потребителях – либо площадки сократят свое присутствие в России, либо все дополнительные расходы придется оплачивать покупателям», - комментирует инициативу руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.

По словам первого вице президента Опоры России Павла Сигала, если эта инициатива будет введена, то можно будет говорить о снижении конкуренции в онлайн-ритейле.

«Российские компании окажутся в довольно хорошем положении, что позволит им существенно увеличивать цены на продукцию, а это в свою очередь серьезно затормозит весть интернет-рынок, учитывая постоянно падающие доходы населения.

Кроме того, появятся альтернативные – серые каналы доставки товаров из-за рубежа, например, транзитом через физических лиц. Россиянин, покупающий на AliExpress что-то за 5 долларов, никогда не будет покупать тоже самое в российском магазине за 1500 руб», - уверен эксперт.
.
С большой вероятностью в скором времени покупки товаров российскими покупателями в таких зарубежных интернет-магазинах как eBay, Aliexpress, Alibaba, других, подорожают на стоимость НДС, предсказывает юрист BGP Litigation Елена Констандина.

По словам эксперта, при этом не понятно, как будет происходить администрирование взимания НДС по новому правилу и как оно будет работать на практике. Сегодня предлагается осуществить администрирование посредством механизма НДС-регистрации, который является совершенно новым и неотработанным в России, отмечает она.

Доля иностранных интернет продавцов на российском рынке велика, поэтому скорее всего эта инициатива будет поддержана: дополнительные сборы в виде НДС и дополнительные ввозные таможенные платежи смогут обеспечить большой прирост в федеральный бюджет, уверен Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнер».