«Цифровой налог»: Россия перенимает мировой опыт в отношении IT-гигантов

Средства от «цифрового налога» пустят на льготы для российских диджитал-компаний

Soeren Stache/dpa-Zentralbild/Global Look Press
Власти целого ряда стран мира все чаще озвучивают планы введения «цифрового налога». В России также обсуждаются варианты подобной законодательной инициативы — налог должен составить 3% с дохода, получаемого зарубежными корпорациями с российских пользователей. Полученные средства в итоге направят на льготы для отечественных цифровых компаний.

Именно эта инициатива может войти в так называемый «второй пакет» мер поддержки IT-отрасли, который может быть принят в России в ближайшее время.

Однако, если Россия присоединится к глобальной системе налогообложения, размер налога может измениться, пишет Forbes.

Несмотря на то, что в июле Евросоюз отложил введение налога на цифровые услуги технологических компаний, его принятие является вопросом времени. По мнению властей ЕС, налог необходим, «чтобы сосредоточится на утверждении договоренности о глобальной реформе корпоративного налогообложения и распределении прибыли», отмечает Euronews.

Вопрос времени

«Мы продолжим вести совместную работу над договором о глобальной реформе, и я сообщил министру финансов США Джанет Йеллен о нашем решении отложить введение «цифрового налога», чтобы совместно мы смогли финализировать это историческое соглашение», – заявил еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони.

Тем не менее, принятие «цифрового налога» является вопросом времени. Это подтверждают слова министра финансов Германии Олафа Шольца.

«Самый важный шаг на этом пути сделан — у нас есть договоренность о минимальной глобальной ставке налога и более эффективном налогообложении высокоприбыльных компаний, включая цифровых гигантов», – подчеркнул он.

При этом разочарованные медленным прогрессом в международных переговорах по правилам налогообложения прибыли несколько стран ЕС уже ввели или запланировали сборы с доходов таких компаний, как Facebook Inc. и Google Alphabet Inc. в тех юрисдикциях, где они работают. Так, например, подобный налог есть в Великобритании, Италия и во Франции, которая приняла его, несмотря на угрозы США ввести сборы с парфюмерии, косметики и сумок.

И вообще Вашингтон активно противостоит планам других стран восстановить справедливость и взыскать с американских ИТ-гигантов «цифровой налог».

Кроме того, в июле Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сообщила о том, что 130 крупнейших стран мира (включая Россию) поддержали идею глобального минимального налога на прибыль корпораций в размере 15%.

Переворот в международном налогообложении

В этом случае речь идет о фундаментальном изменении правил международного налогообложения, которое заставит крупные корпорации платить больше в странах, где они реально зарабатывают, а также снизит привлекательность низконалоговых юрисдикций.

По оценкам ОЭСР, реформа сможет приносить странам в целом около $150 млрд дополнительных поступлений в год, пишет «Коммерсант».

Российский рынок важен для международных интернет-игроков, поскольку иностранные IT-компании зарабатывают на нем миллиарды рублей, напомнил руководитель рабочей группы по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации ОП РФ Вадим Виноградов.

«При этом на российском цифровом рынке возникает ситуация, когда отечественные компании играют по правилам, а иностранные – находятся практически в «серой зоне», — констатировал он. — Планы российского правительства направить средства, полученные от введения «цифрового налога», на поддержку российской технологической сферы являются обоснованными, хотя бы потому что Россия обладает значительным потенциалом развития IT-индустрии».

Общемировой тренд

И в целом, по мнению Виноградова, тема «цифрового налога» – общемировой тренд, обусловленный реалиями новой цифровой экономики.

«Можно предположить, что в скором будущем эту практику, несмотря на давление США – «родины» большинства» IT-гигантов, введут многие развитые страны страны, — предполагает эксперт. — С 2017 года в России действует закон об уплате иностранными ИТ-компаниями НДС, так называемый «налог на Google». Этот закон ожидаемо вызвал негодование зарубежных игроков цифрового рынка и критику некоторых экспертов, однако тысячи компаний встали на учет в российских налоговых органах и честно выполняют требования российского закона. Тем не менее, уплата НДС не решает вопрос несправедливого налогообложения миллиардной прибыли цифровых гигантов в России».

Введение в свое время так называемого «налога на Google» себя оправдало, соглашается с Виноградовым член ОП РФ, председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов.

«Были определенные сомнения на входе в этот процесс, то есть, будут ли компании регистрироваться и взаимодействовать с российской налоговой системой. Сегодня мы видим, что этот процесс пошел. Ответственные и серьезные игроки к этому налогу относятся лояльно», — подчеркнул он.

«Мы можем прогнозировать принятие определенных решений по трем процентам, но, исходя из общего тренда, налоговая ставка может быть поднята и до 10%, и до 15%, — предполагает Кирьянов. — Это ситуация, при которой государства стремятся организовать финансовые потоки так, чтобы налоги шли в бюджет тех государств, на гражданах которых зарабатывают IT-корпорации. Подобный подход вполне логичен, ведь защищать свои интересы безусловно нужно».

«Не уйдут с российского рынка»

В свою очередь, председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР важную деталь. «В настоящее время государство не рассматривает по предполагаемым критериям применение «цифрового налога» к организациям малого и среднего бизнеса», — заявил он в интервью «Газете.Ru».

«На мой взгляд, это совершенно справедливо, потому что в данном случае, наверное, больше речь идет о налогообложении крупных IT-компаний, которые стараются по всему миру платить минимальное количество налогов. То есть, например, тот же Google, который действует через Ирландию, и платит там минимальные налоги, и лишь потом уже переводит деньги в Соединённые Штаты», — напоминает Журавлев.

Он не ожидает, что IT-компании в конечном счете уйдут с российского рынка. «На сегодняшний день уже практика показала — после введения нескольких законов, в том числе о «приземлении» да и целого ряда других — не покинула рынок РФ», — резюмировал Журавлев.