Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Истребитель Т-50 на авиасалоне МАКС-2015
Истребитель Т-50 на авиасалоне МАКС-2015
Сергей Бобылев/ТАСС

Долго запрягали, быстро полетим

Российский истребитель 5G станет серийным в 2017 году

Михаил Ходаренок

Российский истребитель пятого поколения готовы запустить в серию в конце 2017 года. Самую высокотехнологичную новинку ОПК ждут в войсках уже больше шести лет, в то время как в США встала на боевое дежурство эскадрилья уже второй модели боевого 5G-самолета.

Серийное производство истребителя Т-50 начнется на авиационном заводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в конце 2017 года. Об этом во вторник сообщил ТАСС со ссылкой на губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта.

«Если заказ будет, он будет на 2018 год. Переговоры ведутся сейчас о том, когда, в какие сроки закончатся испытания, в каких объемах будут закупки делаться. А это будет зависеть от того, какие деньги заложат в программе вооружений для Минобороны. Мы сегодня не можем об этом говорить — полк или два полка они закажут, говорить рано», — уточнил Шпорт на Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Губернатор отметил, что лично участвует в переговорах по этой теме.

Российский истребитель Т-50 также известен как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). С его появлением Россия станет второй после США страной в мире, производящей серийные истребители пятого поколения.

Серийное производство американского многоцелевого истребителя пятого поколения F-22 Raptor началось еще в 2001 году, а второй модели 5G-самолета F-35 — в этом году.

Такие самолеты должны быть на порядок менее заметными для радиолокаторов противника и в инфракрасных диапазонах; способны поддерживать сверхзвуковую скорость в крейсерском полете без форсажа, обладать сверхманевренностью, повышенными автоматизацией управления и боевой автономностью, высокой эффективностью при поражении воздушных, наземных и надводных целей; осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем бою; иметь круговую информационную систему управления боем.

В ближайшее время Т-50 нужен России в первую очередь для завоевания господства в воздухе, пояснил «Газете.Ru» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. «Во многом это машина для маневренного воздушного боя. Я бы не рассматривал этот самолет как закрывающий все возможные ниши. В частности, для ударов по наземным объектам все же больше подходит бомбардировщик Су-34 и Су-34М. А как истребитель-перехватчик противовоздушной обороны я бы рассматривал МиГ-41, несмотря на всю критику этой программы».

С Т-50 Россия также сможет отстоять свои традиционные зарубежные рынки, уточняет эксперт.

Разработкой истребителя занимается ОКБ Сухого. Современная машина заменит в строевых полках Воздушно-космических сил (ВКС) России Су-27.

«Конец 2017 года означает новую задержку с началом серийного производства, — объяснил «Газете.Ru» независимый военный эксперт Антон Лавров. — Ранее говорилось просто о 2017 годе. Впрочем, для современной авиапромышленности такие задержки скорее правило, чем исключение».

Ранее сроки начала серийного производства самолета Т-50 постоянно сдвигались «вправо». Еще в январе 2005 года генеральный директор ОКБ Сухого Михаил Погосян заявил, что запустят машину в серию в 2010 году. Спустя пять лет заместитель министра обороны по вооружению Владимир Поповкин сказал, что установочная партия Т-50 будет закуплена «после 2012 года». Тогдашний премьер-министр страны Владимир Путин более осторожно прогнозировал серийные закупки в 2015 году. Еще через год Погосян заверил, что установочная партия в десять самолетов будет поставлена в Липецкий авиацентр в 2013 году.

«Речь о действительно серийном производстве пока не идет, — полагает Лавров. — Известно, что первая установочная партия будет состоять из одной эскадрильи — 12 ПАК ФА, которые должны быть построены до 2020 года. И это будут предсерийные машины, еще не обладающие всеми заявленными характеристиками и возможностями. Этим сложнейший ПАК ФА будет напоминать Су-34, который тоже долго и трудно шел до серийного облика и серийного производства».

«У программы Т-50 нет запаха авантюры. Она будет реализована, — уверен директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — В настоящее время идет спокойная серьезная работа. Не будет большим преувеличением сказать, что программа Т-50 рассчитана минимум на полвека. На сегодня есть все основания полагать, что Т-50 сможет повторить успех Су-27». По мнению эксперта, можно считать достижением, что вровень с испытаниями самого самолета пятого поколения и его подготовкой к серийному производству идут наработки по перспективным средствам авиационного поражения и авионики.

Главная проблема — к истребителю пятого поколения все еще нет двигателя, так называемого изделия 30, уточняет Пухов. Он будет готов к производству как раз к концу 2017 года.

«Но это и не принципиально, — уточняет заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, — наш самый знаменитый истребитель Су-27 тоже совершил свои первые полеты с двигателем АЛ-21. Штатный АЛ-31 на этом самолете был установлен существенно позже. И ничего особо страшного не произошло».

По его словам, авиационный двигатель — технологически значительно более сложная вещь, чем даже боевой авиационный комплекс или, к примеру, бортовое радиоэлектронное оборудование. Для разработки и доводки двигателя требуются самые современные материалы, стенды, мощные компьютеры и самое современное программное обеспечение. «От момента постановки задачи до предъявления финишного продукта проходит, как правило, не менее десяти лет», — замечает Макиенко.

Преимущества Т-50 — его размеры. Он меньше, чем Су-27, но больше американского истребителя 5-го поколения F-35. То есть российский самолет сможет нести бóльшую полезную нагрузку по сравнению с истребителем США. Не следует забывать, что мы традиционно уступаем американцам в весовых характеристиках авионики и весовых характеристиках авиационных средств поражения, подчеркивает Макиенко.

«Самое главное — при определении облика истребителя 5-го поколения не сделано ошибок концептуального характера, — успокаивает Пухов. — Если все остальное, как говорится, дело наживное и имеющиеся проблемы с двигателем, авионикой, оружием рано или поздно будут решены, то ошибки при определении концепта исправить уже невозможно».