Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

В Bellingcat связали «Бук», Boeing и Курск

Bellingcat представила продолжение расследования о крушении MH17

Bellingcat опубликовала фотографию, якобы доказывающую российское происхождение установки ЗРК «Бук», из которой, предположительно, был сбит Boeing 777, следовавший рейсом MH17 над Донбассом. Блогеры нашли в социальных сетях сделанное на территории 53-й зенитно-ракетной бригады под Курском фото механика на фоне машины с характерными приметами, замеченной в дни катастрофы в Донецкой области.

Международная команда блогеров-расследователей Bellingcat утверждает, что обнаружила «недостающее звено» для доказательства российского происхождения зенитного ракетного комплекса «Бук», из которого, предположительно, был сбит в 2014 году Boeing 777, следовавший рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний».

Таким доказательством стала фотография механика на фоне пусковой установки ЗРК «Бук» с бортовым номером 332 механика 53-й зенитно-ракетной бригады (воинская часть 32406), дислоцированной в Курской области.

Соответствующий снимок был сделан в парке техники бригады в поселке Маршала Жукова под Курском, утверждает команда Bellingcat. Выводы о месте съемки авторы нового расследования сделали, опираясь на другую фотографию, снятую в той же военной части и загруженной курсантом в августе 2014 года в соцсети с указанием геолокации, а также сравнение обоих изображений со спутниковыми снимками Google.

С момента гибели MH17 команда Bellingcat публиковала несколько подробных докладов, посвященных установке ЗРК «Бук», из которой, по версии исследователей, мог быть сбит пассажирский самолет. В докладе 2016 года были перечислены различные детали, позволившие опознать «Бук» с номером 332 с помощью фотоматериалов, снятых с 2009 по 2014 год, в частности фотографий и видео, на которых «Бук 332» виден в колонне, перемещавшейся в июне 2014 года с базы 53-й бригады в населенном пункте Миллерово у российско-украинской границы.

Среди «особых примет» этой установки авторы Bellingcat обратили внимание на форму бокового щитка гусеницы, «полый» каток гусеницы с правого борта, вмятину на левой боковой панели, порядок подключения электрокабелей, шрифт цифр бортового номера и расстояние между ними, пятна масла и сажи, а также характерные белые железнодорожные маркировки на обоих боковых щитках.

«На опубликованной фотографии, снятой российским механиком, вероятно, весной 2013 года, виден «Бук 332» с теми же белыми транспортными маркировками, что были видны на нем в Украине незадолго до и вскоре после сбития MH17. Эта фотография «Бука 332», на которой полностью виден бортовой номер, а также маркировки негабаритного груза, — последняя по времени съемки из обнаруженных нами, снятых до его транспортировки в колонне в июне 2014 года, когда вторая цифра бортового номера была уже закрашена», — говорится в новом докладе.

Найденный фотоальбом механика был загружен в феврале 2015 года, однако в нем не указано ни имя механика, ни информация, где и когда были сняты фотографии.

РБК выяснил, что человек на снимке занимается ремонтом военной техники, в частности он ремонтировал «Бук-М1». Механик, имя которого известно редакции РБК, пояснил, что был во многих городах России в силу специфики своей работы, утверждает издание.

Мужчина подтвердил журналистам, что «точно был» в Курске в 2013 году и, «возможно», в 2014-м.

«Принимая во внимание, что все эти фотографии были выложены 2015 году в одном альбоме, а также незамазанный условный номер машины и информацию, полученную журналисткой РБК Инной Сидорковой, становится ясно, что данная фотография практически наверняка была сделана в 2013 году, хотя существует небольшая вероятность того, что она была сделана весной 2014-го», — констатирует Bellingcat.

Катастрофа Boeing 777 произошла в небе над Донецкой областью Украины 17 июля 2014 года в 16.20 по местному времени. Самолет следовал рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний». Погибли все 298 человек на борту судна, большинство из которых были подданными Нидерландов. Cовет безопасности Нидерландов в окончательном докладе об обстоятельствах крушения Boeing 777 назвал причиной катастрофы попадание в лайнер ракеты из установки «Бук», пуск которой был произведен из района площадью 320 кв. км (в указанной зоне находились как силы ополченцев, так и Украины).

В расследованиях Bellingcat утверждалось, что перевозку «Бука» контролировал отставной российский офицер Сергей Дубинский, уроженец Донецка, фигурировавший в СМИ как командир разведки самопровозглашенной ДНР с позывным Хмурый. Сам он эти обвинения отрицал,

однако версию о причастности Дубинского к транспортировке «Бука» подтвердил его бывший сослуживец — лидер самообороны Запорожья и ветеран боевых действий в Афганистане Сергей Тиунов.

Мужчина подтвердил «Новой газете», что на записи звучит именного голос Дубинского.

В октябре 2015 года специалисты российского оборонного концерна «Алмаз-Антей» опубликовали итоги собственного расследования катастрофы Boeing 777. Из него следует, что лайнер был сбит ракетой комплекса «Бук», но устаревшей модификации, уже не использовавшейся российскими военными, с территории, которая на момент трагедии не контролировалась ни одной из сторон конфликта в Донбассе.

В сентябре 2016 года на специальном брифинге в Москве начальник радиотехнических войск ВКС генерал-майор Андрей Кобан рассказал, что российскими специалистами были обнаружены и отправлены следственным органам для последующей передачи их голландской стороне новые данные, проливающие свет на катастрофу.

По словам генерала, российский трассовый радиолокационный комплекс «Утес-Т», расположенный в поселке Усть-Донецк Ростовской области и предназначенный для управления воздушным движением самолетов на трассах гражданской авиации, не зафиксировал ракету, выпущенную по МН17.

Если бы гражданский самолет сбила ракета ЗРК «Бук», выпущенная из любого района восточнее точки катастрофы, то есть территорий, подконтрольных повстанцам, то она была бы зафиксирована в данных первичной радиолокационной информации «Утес-Т»,

подчеркнул тогда Кобан.

По мнению российских военных, прояснить ситуацию с возможным пуском ракеты с этих территорий могли бы космические снимки, о существовании которых заявляли в США и на Украине. Кроме того, тень на украинскую сторону бросает тот факт, что она до сих пор не обнародовала данные со своих РЛС в день трагедии, считают в Минобороны России.

Заместитель главного конструктора предприятия производителя «Утес-Т» — научно-производственного объединения «Лианозовский электромеханический завод» — Виктор Мещеряков уточнил, что усть-донецкий радиолокатор не зафиксировал никаких других воздушных судов вокруг MH17 в последние минуты его полета, кроме двух гражданских самолетов к востоку от Boeing.

В 2014 году в Минобороны упирали на версию о том, что в день крушения MH17 российскими РЛС был зафиксирован набор высоты в направлении малайзийского Boeing украинским самолетом типа Су-25.

Удаление штурмовика от гражданского лайнера якобы составляло от 3 до 5 км. Военные тогда подчеркивали, что Су-25 по своим характеристикам способен «кратковременно» достигать необходимой для атаки малайзийского Boeing высоты в 10 тыс. м, а в состав его штатного вооружения входит ракета класса «воздух-воздух» Р-60, способная захватывать и поражать цель на удалении в несколько километров.

Тогда информацию военные подтвердили видеокадрами работы Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения.

Позже официальный представитель СК Владимир Маркин заявил, что российские следователи даже получили показания украинского летчика, подтвердившего причастность к катастрофе Су-25 вооруженных сил Украины.

В январе австрийское издание Der Standard сообщило, что следователи из Нидерландов не смогли использовать переданные им данные российских радаров с информацией о крушении Boeing в Донбассе.

Как объяснил изданию представитель голландской прокуратуры, информация с РЛС была передана в формате, который не соответствует международным стандартам. Запрос о предоставлении данных направлен голландской стороной в Москву повторно. При этом на сайте производителя радиолокатора «Утес-Т» — Лианозовского электромеханического завода утверждается, что комплекс соответствует требованиям ИКАО и евроконтроля.

Расследование голландской прокуратуры с целью установления виновных продолжается.