Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Боевиков хватит на всех

Турция координирует свои действия в Идлибе с Россией, заявил Йылдырым

Бенали Йлдырым рассказал о совместных с российскими силами действиях против террористов в сирийской провинции Идлиб. Пока она практически полностью контролируется повстанцами, а в конце лета здесь усилил свое влияние альянс HTS (бывшая запрещенная в России «Джебхат ан-Нусра*»). Другим очагом сопротивления остается Дейр-эз-Зор. В конце прошлой недели Минобороны РФ сообщили о зачистке 90% территории страны от террористов.

Премьер-министр Турции Бенали Йлдырым рассказал о координации действий вооруженных сил России и Турции в сирийской провинции Идлиб. Ранее наступление в этом регионе сирийских войск при поддержке турецких военных уже анонсировал президент Турции Реджеп Эрдоган. Дамаск, Москва, Анкара и Тегеран твердо намерены в ближайшее время завершить разгром радикальных исламистов и обеспечить выполнение договоренности о создании зон деэскалации.

Боевики запрещенной в России организации «Исламское государство» (организация запрещена в России) на данный момент контролируют менее 10% территории Сирии. Об этом говорится в заявлении официального представителя Минобороны генерал-майора Игоря Конашенкова, сделанном в минувшую пятницу, 6 октября.

Сейчас российская военная операция против террористов в Сирии, продолжающаяся уже два года, находится на завершающей стадии. Сирийская правительственная армия при поддержке российских Воздушно-космических сил приступила к освобождению от боевиков северо-восточной провинции Дейр-эз-Зор на востоке страны, долгое время считавшейся последним оплотом группировки в Сирии.

5 сентября российский министр обороны Сергей Шойгу отчитался главе государства Владимиру Путину о завершении операции по деблокированию города Дейр-эз-Зор — административного центра одноименной провинции. В ходе наступления 5 сентября оборона боевиков вокруг города была прорвана на участке шириной в три км, в ночь на 6 сентября этот коридор был расширен вдвое.

Путин назвал прорыв блокады города «очень важной стратегической победой». Дейр-эз-Зор — это крупнейший город на востоке Сирии, до войны в нем проживало 220 тыс. человек. Город является важным транспортным узлом на пути из Сирии в Ирак, рядом с ним также расположены богатые нефтяные месторождения.

Боевики ИГ захватили Дейр-эз-Зор весной 2014 года. С тех пор он почти полностью находился под их контролем. Правительственные силы удерживали небольшой анклав внутри города рядом с рекой Евфрат в течение нескольких лет, находясь в окружении террористов. Согласно данным ООН, вместе с военными в блокаде находились около 93 тыс. мирных жителей.

Вместе с тем, несмотря на прорыв блокады Дейр-эз-Зора, террористы продолжают контролировать более половины территорий одноименной провинции. Так, боевики по-прежнему практически полностью контролируют бассейн Евфрата.

В воскресенье, 8 сентября, появились сообщения об окружении группировки ИГ в городе Меядин. Ранее в октябре российские силы нанесли удары крылатыми ракетами с подводных лодок по позициям противника в этом населенном пункте. Джихадисты также занимают другие населенные пункты, расположенные вдоль Евфрата: аль-Ашара, Абу Хаммам, Хаджин и Абу Камаль, который расположен рядом с иракской границей и является ключевым в цепочке снабжения войск повстанцев.

Помимо Дейр-эз-Зора, под контролем ИГ остается небольшой анклав в юго-западной части провинции Дараа на юге Сирии. Там боевики контролируют в том числе и территории, граничащие с Иорданией. Также под их оккупацией находится небольшой город Тасил. Во время гражданской войны в Сирии Тасил находился под контролем оппозиционной правительственным силам Свободной сирийской армии, однако в феврале 2017 боевики ИГ отбили его у радикалов.

Остальная часть провинции Дараа преимущественно контролируется оппозиционными силами, сирийская армия занимает север и центральную часть мухафазы. Соседняя провинция Эс-Сувейда находится под контролем властей, оппозиция в ней контролирует небольшую область на юго-западе и северо-восточные территории, граничащие с провинцией Дамаск.

На юге страны повстанцы также контролируют обширные территории на юго-западе провинции Хомс: там оппозиционные силы имеют выход к границам Иордании и Ирака. Также повстанцы контролируют небольшой анклав в провинции Дамаск.

Весь северо-запад страны контролируют курды.

Идлиб на северо-западе Сирии остается единственной провинцией в стране, которая практически полностью находится под контролем радикальных исламистов. Повстанцы также контролируют граничащие с Идлибом части провинций Алеппо и Хама.

Основные силы, присутствующие в Идлибе, — это враждующие между собой альянсы «Ахрар аш-Шам» и «Хайят Тахрир аш-Шам» (HTS). При этом ранее группировки, входящие в оба альянса, были союзниками и, сотрудничая друг с другом, смогли отбить у правительственных сил большую часть Идлиба в 2015 году.

Альянс HTS был создан на базе запрещенной в России группировки «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России). Организация считалась сирийским крылом «Аль-Каиды» (также запрещена в России), пока не открестилась от нее летом 2016 года. Тогда группировка сменила название на «Джебхат Фатх аш-Шам», а в начале этого года объявила об объединении с четырьмя более мелкими союзными фракциями для создания альянса HTS.

По HTS наносят авиаудары Россия и международная коалиция во главе с США. В Минобороны РФ продолжают называть альянс «ан-Нусрой».

Организация «Ахрар аш-Шам» была создана в 2012 году и на данный момент является одной из самых боеспособных и многочисленных повстанческих фракций. Альянс постепенно поглощает другие группировки. По данным The Economist, сейчас его состав насчитывает около 20 тыс. боевиков. Члены «Ахрар аш-Шам» отрицают свои связи с «Аль-Каидой», но признают, что сотрудничали с «ан-Нусрой» в рамках борьбы против режима президента Башара Асада. Помимо правительственных сил, боевики «Ахрар аш-Шам» также сражаются с ИГ, идеологию которого они считают слишком жестокой и не имеющей ничего общего с исламом.

Сам город Идлиб, административный центр одноименной провинции, сейчас, по данным Al Jazeera, находится под контролем HTS. Боевики альянса заняли город в середине августа этого года после того, как повстанцы «Ахрар аш-Шам» отступили, сосредоточив свои позиции в пригородных районах к северо-западу от города.

Как рассказал AFP глава базирующейся в Лондоне Сирийской обсерватории по правам человека Рами Абдель Рахман, присутствие «Ахрар аш-Шам» в провинции Идлиб, где ранее альянс считался доминирующим, сейчас значительно уменьшилось. По его данным, на середину августа альянс сохранил за собой только город Ариха и горные возвышенности аз-Завийя на юго-востоке провинции.

Новости и материалы
Глава МИД КНР рассказал, чем обернется конфликт США и Китая
Россиянам объяснили, почему нельзя выучить язык по приложению
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Все новости