Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

США – Россия: шпионы догоняют разведчиков

«Газета.Ru» сравнила характеристики новейших разведывательных самолетов

ВВС США планируют заменить свой основной самолет управления и целеуказания Е-8С JSTARS на более перспективный аппарат. Три главных военных подрядчика уже включились в ожесточенную конкурентную борьбу за этот тендер. Northrop Grumman предлагает вариант на основе бизнес-джета Gulfstream G550, Lockheed Martin сотрудничает с Bombardier и их GХ 6000, а Boeing видит базовой платформой проекта свой 737-700.

Американская система управления войсками и целеуказания Joint STARS — Joint Surveillance Target Attack Radar System — объединяет в себе самолет Е-8С, армейские наземные комплексы радиотехнической разведки и беспилотные летательные аппараты разведывательного назначения. Состоящий на вооружении ВВС США JSTARS создан на основе коммерческого четырехмоторного лайнера Boeing-707. Из 16 JSTARS, находящихся в парке ВВС США, в настоящее время 11 готовы к боевому применению. JSTARS — единственная платформа в ВВС США, способная одновременно выполнять функции разведки, наблюдения и командного пункта.

Нынешний же E-8C находится в строю ВВС США уже 19 лет. Комплекс предназначен для распознавания и классификации наземных целей в любое время суток при любых погодных условиях, а также для координации боевых действий и двустороннего обмена информацией с наземными силами в режиме реального времени.

Дальность обнаружения целей при помощи многофункциональной антенны составляет 200 км. Система из радара с синтезированной апертурой (SAR) и установленным целевым индикатором (FTI) получает изображение с фотографическим качеством, или отображает избранные географические области.

Самолет-разведчик способен обнаружить, классифицировать и взять на сопровождение до 600 точечных наземных целей — бронетехнику, автотранспорт, стационарные объекты.

Получив всю необходимую информацию о дислокации наземных сил противника и местонахождении подразделений своей армии, операторы должны оценить обстановку, определить направления ударов и вскрыть замысел противника. Все необходимые сведения могут быть переданы командирам наземных подразделений в режиме реального времени (вплоть до каждого отдельного танка).

«Мы планируем продолжить использование боевое применение флота самолетов JSTARS в варианте Е-8С до 2023 бюджетного года», – сказала представитель военно-воздушных сил США капитан Эмили Грабовски. Она подчеркнула, что военно-воздушные силы США предпринимают все необходимые усилия, чтобы поддерживать существующий парк JSTARS из 16 самолетов в боеспособном состоянии.

«С 11 сентября 2001 года самолеты Е-8С JSTARS налетали в разного рода вооруженных конфликтах 130 тыс. часов. Эта платформа пользуется высоким спросом», – констатировал Брайан Лима, директор сегмента систем управления C2 ISR JSTARS (Command and Control — процесс управления войсками и оружием).

«Мы полагаем, что пока еще можем справиться со многими угрозами с текущим флотом JSTARS», — сказал Лима.

Руководитель департамента Военно-воздушных сил США по закупкам вооружения и военной техники генерал-лейтенант Арнольд Банч утверждает, что промышленность модернизировала часть парка Е-8С, но есть настоятельная необходимость в разработке новых технологий для будущей платформы.

Первоначально Е-8 создавался в соответствии с запросами «холодной войны», чтобы контролировать движения танков Советского Союза в Восточной Европе. Но позднее JSTARS оказался очень полезным в таких ключевых областях как Северная Корея, Ирак и Афганистан. Платформа также преуспела в том, чтобы выполнить морские миссии на тихоокеанском театре военных действий и в зоне ответственности Центрального командования.

Сейчас экипаж JSTARS состоит из 21 человека и включает пилотов, штурмана, боевого системного оператора, офицеров разведки, технического персонала и специалистов по управлению войсками на поле сражения.

Будущие технологии, считают американские эксперты, позволят сократить этот персонал.

Начиная с войны в Заливе 1991 года, Е-8С JSTARS был непременным участником всех вооруженных конфликтов где США оказывались одной из сторон. Он показал такую эффективность, что в настоящее время ВВС США приняли решение о развитии проекта на новом уровне и анализируют многочисленные предложения от оборонно-промышленного комплекса по поставке нового высокотехнологичного самолета JSTARS следующего поколения, чтобы он находился на вооружении в течение многих последующих десятилетий.

Военно-воздушные силы США рассматривают различные варианты будущей платформы JSTARS с учетом применения самых последних технологий, позволяющих выполнять боевые задачи в обстановке высокого уровня угроз, исходящих от противника.

В Афганистане самолеты JSTARS работают весьма эффективно, но следует иметь в виду, что афганские моджахеды не имеют боевой авиации и американские Е-8С летают в этой стране как на полигоне. Однако размеры самолета и его ЭПР (эффективная поверхность рассеивания) представляют собой легкую цель для радаров систем ПВО любой более-менее современной армии.

Поэтому сейчас требуется новый самолет, способный выполнять боевые задачи в вооруженном конфликте с высокотехнологичным противником. То есть перспективный JSTARS должен успешно работать с учетом возможности применения противником современного оружия класса «воздух-воздух» и наземных систем ПВО.

Возникает вопрос — какие виды новых технологий могли бы быть применены, чтобы расширить возможности по боевому применению JSTARS в оспариваемых областях воздушного пространства. Один из путей повышения выживаемости самолета в борьбе с высокотехнологичным противником — оснащение летательного аппарата комплектом для ведения радиоэлектронной борьбы. Также необходимо предпринять все меры для снижения радиолокационной заметности самолета. Для защиты будущей платформы планируется использование и беспилотных летательных аппаратов.

Существуют и другие потенциальные соображения. В частности, защитить JSTARS ударами по средствам ПВО вероятного противника могут штурмовики или бомбардировщики, изготовленные по технологии «стелс», прежде чем JSTARS вообще войдет в область, где будет подвержен высокой угрозе.

Эффективно выполнить боевую задачу JSTARS позволит его совместное боевое применение вместе с самолетом РЭБ типа EA-18 «Growler».

Кроме того, предполагается совместный полет с БЛА, управляемыми из кабины JSTARS, в целях разведки и уточнения характеристик системы ПВО вероятного противника, в то время как сам самолет наблюдения будет находиться на безопасном удалении от огневых средств врага.

Более быстрые скорости обработки информации при существенно меньших массо-габаритных характеристиках аппаратуры вместе с рабочими сетями и каналами передачи данных могли бы позволить новым платформам, значительно меньшим по размеру, добыть, проанализировать и распространить решающую для боя информацию в масштабе реального времени.

Технологии командования и управления развивается в настоящее время так быстро, что военно-воздушные силы США желают последовательно идентифицировать и усиливать лучшие появляющиеся технические решения, позволяющие выполнять функции разведки, командования и управления, в настоящее время выполняемые устаревающими платформами JSTARS. Новый самолет боевого управления в Пентагоне хотели бы получить к 2024 году.

Сегодня корпорация Northrop Grumman предлагает в качестве базы для самолета JSTARS бизнес-джет Gulfstream G550. Самолет будет поставляться вместе с базовой линией стандартного программного обеспечения, что впоследствии позволит осуществить быструю интеграцию новейших технологий. Радиоэлектронное оборудование, установленное на самолете, предоставляет в случае необходимости возможность разместить обновленное программное и аппаратное обеспечение.

Самолет G550 меньше по своим размерам, чем предложения от других компаний. Этот бизнес-джет может летать на больших высотах и потреблять меньшее количество топлива, утверждают разработчики корпорации NG.

«Наш бизнес-джет G550 может летать выше и видеть больше, сопровождать большее количество целей. Его скорость и размер позволяют ему быть ближе к театру военных действий. Он менее требователен к длине ВПП по сравнению с «Боингом-707», — утверждает вице-президент корпорации Northrop Grumman по системам разведки и целеуказания следующего поколения Алан Метцгер

Самолет-концепт G550 JSTARS Northrop налетал уже 500 часов и даже осуществлял дозаправку в полете от воздушных танкеров KC-135 KC-10. Разработчики говорят, что самолет может применяться в любых метеоусловиях, а конфигурация его планера не создает препятствий для работы бортового радиолокатора.

Конкурентом выступает бизнес-джет фирм Bombardier и Lockheed Martin, построенный в Сьерра-Неваде. Он предполагает в качестве платформы самолет Global Express 6000 с электронной начинкой фирмы Raytheon. Самолет имеет длину порядка 30 метров и обладает взлетным весом около 45 тонн. Радиус действия этого самолета достигает 11 тыс. км, а высота полета — более 15 500 метров.

Корпорация Lockheed Martin подчеркивает, что предложение от их компании соответствует указанным в техзадании единым стандартам и требованиями к открытой архитектуре платформы.

«Вместо того, чтобы использовать уникальные или специализированные аппаратные и программные подходы, адаптированные для среды архитектуры открытых систем, наша архитектура действительно открыта и свободна от собственных интерфейсов. Это позволяет нам ускорить интеграцию любых технологических возможностей и минимизировать стоимость», — утверждают в LM.

JSTARS в третьем предложенном варианте — от корпорации Boeing — использует самолет на основе одного из самых распространенных коммерческих лайнеров в мире Boeing-737. Заявленный практический потолок такой платформы равняется 12 500 метрам, крейсерская скорость — 824 км/час.

Интересно сравнить все три модели с российским самолетом оптико-радиотехнической разведки Ту-214Р. Отечественная машина оснащена оптико-электронным комплексом с ИК-каналом, а также перспективным радиотехническим комплексом, включающим активный и пассивный каналы наблюдения.

Самолет вооружен многорежимным и многочастотным радиолокационным комплексом МРК-411 с практически абсолютным радиусом обзора. Две активные фазированные антенные решетки установленными в радиопрозрачных колпаках по бортам в носовой части фюзеляжа для бокового обзора, две решетки стоят позади центроплана, и один антенный комплекс в расположен в каплевидном обтекателе в нижней части фюзеляжа.

МРК-411 способен получать радиолокационное изображение поверхности и объектов на ней с высокой точностью. Причем заявляется возможность обнаружения объектов, укрытых грунтом, снегом, песками и лесами.

То есть МРК-411 способен работать в режиме так называемой «подповерхностной радиолокации», который даже сегодня считается достаточно редким и применяется в основном в сферах геофизики и инженерной геологии.

Оптико-электронная часть бортового радиоэлектронного оборудования самолета носит название «Фракция». По некоторым данным, она способна обнаружить старт баллистической или крылатой ракеты на удалении 400 и более километров. Специалисты высказывают мнение, что Ту-214Р уже сейчас намного превосходит Е-8С JSTARS. К моменту же появления нового американского самолета отечественная система будет радикально модернизирована.

Новости и материалы
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗиС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Ученые назвали причину внезапных вспышек ярости у собак
Все новости