Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Король небес F-15 потерял корону

Истребитель США F-15 против Су-30 и Су-35: у кого больше шансов

На этой неделе стало известно, что основу истребительного парка ВКС России в ближайшее время составят истребители Су-30 различных модификации и Су-35. До этого почти три десятилетия американский истребитель F-15 считался на Западе бесспорным повелителем небес. Даже сегодня модернизированный F-15 Eagle представляется грозным соперником. «Газета.Ru» разобралась, так ли это на самом деле.

История создания F-15 уходит своими корнями в вооруженные конфликты в Корее и Вьетнаме. Большие и мощные американские истребители, разработанные как для воздушных боев, так и для ударов по наземным целям, плохо зарекомендовали себя в воздушных схватках с меньшими по численности, но более маневренными истребителями Северного Вьетнама.

Истребители той эпохи типа F-4 Phantom были разработаны исходя из предположения, что ракеты класса «воздух-воздух» отменят как устаревшие «собачьи свалки» истребителей, так и не будет необходимости в маневре с предельными перегрузками и стрелково-пушечном вооружении.

Однако после печального опыта воздушных боев в ходе вьетнамской войны тяжелых американских машин с более юркими и вооруженными пушками МиГ-21, представители военно-воздушных сил США пришли к выводу, что им требуется специализированный истребитель для завоевания господства в воздухе.

То есть такая боевая машина, которая объединила бы в себе два двигателя с запредельной тягой, мощную бортовую РЛС, управляемые ракеты различного типа и сильное стрелково-пушечное вооружение. Прежде всего, перспективная машина должна быть очень маневренной, считали в ВВС США.

В 1966 году ВВС США разработали тактико-технические требования к перспективной машине и не менее шести компаний-разработчиков представили свои эскизные проекты. Однако на практике ни один из прототипов, за исключением машины корпорации «Макдоннелл Дуглас» (в настоящее время часть «Боинга»), так и не был построен. В 1969 году ВВС США выбрали эту фирму в качестве победителя конкурса, сразу заказав 107 боевых машин.

«Атакующий орел» в небе

F-15 получился очень грозным самолетом. Ранние версии машины были оснащены двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney F100-PW-100 с дожиганием топлива и с тягой 14 500 в статике и 23 500 фунтов с дожиганием. На выходе получился первый истребитель в мире, который превысил скорость звука в вертикальном полете. Два мощных двигателя Pratt & Whitney поднимали F-15 на высоту 65 тыс. футов (больше 19 тыс. м) всего за 122 секунды. В горизонтальном полете F-15 мог достигал максимальной скорости М — 2,5 (правда только на большой высоте и без дополнительных топливных баков, а также без бомб и ракет), а крейсерская составляла М — 0,9.

Установленная в носу F-15 бортовая РЛС AN/APG-63 была самой совершенной для своего времени. В ней впервые были применены цифровые методы обработки сигналов. Это позволило увеличить дальность обнаружения воздушных целей до 200 миль (почти 322 км).

F-15 первоначально был вооружен четырьмя ракетами AIM-7 Sparrow c радиолокационной головкой самонаведения и четырьмя управляемыми ракетами AIM-9 Sidewinder с тепловой головкой самонаведения для ведения маневренного воздушного боя на малых расстояниях. В войне во Вьетнаме истребители ВВС США F-4C не имели стрелково-пушечного вооружения, что самым пагубным образом сказывалось на исходе воздушных схваток. Этот недостаток был устранен на F-15 — на истребителе установили мощную 20-мм пушку Гатлинга типа «Вулкан» M61.

Даже в ранних версиях F-15 обладал весьма большой дальностью полета. Оснащенный тремя топливными баками по шестьсот фунтов, F-15 обладал дальностью полета более трех тысяч миль (4,8 тыс. км). Это позволяло ему осуществить перелет с континентальной части США до Европы без промежуточных посадок и дозаправки топливом в полете.

В случае кризиса в Европе это могло резко усилить ПВО НАТО, а позже помогло военно-воздушным силам США организовать управление истребителями F-15 Саудовской Аравии во время операции «Буря в пустыне», взлетающих с удаленных от зоны боевых действий аэродромов.

Первые прототипы F-15 поднялись в воздух в 1972 году, а серийное производство началось в 1973 году. Самолет первоначально начал поступать в ВВС США, а затем и в ВВС дружественных стран, включая Израиль, Японию и Саудовскую Аравию.

Первая победа в воздухе на F-15 была одержана 27 июня 1973 года, когда израильский ас Моше Мельник сбил самолет МиГ-21 ВВС Сирии. Из своих одиннадцати побед четыре Мельник одержал на самолетах F-15A и F-15C.

Победа израильского летчика открыла непрерывную череду успехов F-15 в воздушных боях. На истребителе этого типа были сбиты 104 самолета противника, при этом ни один F-15 не был утрачен в воздушных схватках. В сражениях отличились F-15 ВВС Израиля, Саудовской Аравии и США.

В частности, ВВС Израиля на F-15 период с 1979 по 1982 годы сбили немало сирийских истребителей типа МиГ-21МФ, МиГ-21бис, МиГ-23МС, МиГ-23МФ, а также штурмовиков МиГ-23БН, относящимся к предыдущим поколениям авиации.

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году американские и саудовские истребители F-15 без особого труда одержали верх над иракскими истребителями МиГ-29 и Мираж F-1. В одном из воздушных боев был отправлен на землю даже подвернувшийся под руку транспортный самолет ВВС Ирака типа Ил-76. Кроме того, F-15E Strike Eagle сбивали даже ударные вертолеты Ми-24.

Со временем F-15A/В были заменены в производстве модификацией F-15C, который был оснащен новой бортовой РЛС AN/APG-70 с синтезированной апертурой и более совершенными двигателями F100-PW-220.

В варианте Golden Eagle самолет получил новую БРЛС с активной фазированной решеткой типа APG-63V3 и модернизированную нашлемную систему целеуказания, позволяющую в маневренном воздушном бою более эффективно управлять огнем ракет с инфракрасными головками наведения.

В конце 1980-х F-15E получил топливные баки нового типа, что позволило существенно увеличить его дальность полета. В очередной раз была модернизирована БРЛС APG-63, что в сочетании с системой LANTRIN для визуального поиска наземных целей в ночных условиях резко повысило эффективность боевого применения этого самолета.

Со снятием с вооружения тактического бомбардировщика F-111, F-15E Strike Eagle является основным истребителем-бомбардировщиком ВВС США.

ВВС США закупили последний F-15 в 2001 году, но продажи самолета инозаказчикам сохранили производственную линию в корпорации «Боинг», исправно функционирующую и поныне.

Сегодня на вооружении ВВС США приблизительно 177 обновленных F-15C/D и примерно 224 F-15E. Самолет будет в строю, по крайней мере, до начала 2030-х годов. Производитель истребителя корпорация «Боинг» по-прежнему предлагает потенциальным покупателям обновленные версии самолета, считающегося одним из лучших реактивных истребителей последней четверти XX века.

Российский ответ

Противопоставить этому американскому самолету в свое время, эпоху локальных войн разгара холодной войны, нам было решительно нечего. Истребитель F-15 Eagle ВВС США решительно превосходил все советские самолеты того времени по маневренности, скороподъемности, боевым возможностям БРЛС и управляемого оружия.

Су-27 поступил на вооружение позже, в 1980-х годах и в очных воздушных боях с американским истребителем так пока ни разу не встретился.

Однако тактико-техническое задание, в соответствии с которым создавался Су-27, предполагало, что наш самолет в своей первоначальной версии будет примерно на 10% лучше, чем американский F-15A/B. И это, надо прямо сказать, на практике было реализовано. С точки зрения аэродинамики Су-27 был примерно на поколение совершенней F-15 за счет интегральной компоновки.

Однако потом американцы в модернизации своей машины сделали очередной шаг вперед, появились F-15 в вариантах C/D, а мы должны были догонять их за счет Су-27М. Но тут случился 1991 год, и проект Су-27М не состоялся. Кое-что удалось сделать на самых первых Су-30 для авиации ПВО, но бортовое радиоэлектронное оборудование на этом самолете было в основном аналогичное с первыми версиями Су-27.

Тем не менее, заложенные в проект Су-27 технологии плюс некоторые технологические новинки позволили отечественным разработчикам создать линию самолетов Су-30МКИ–МКМ–СМ. Она по ключевым позициям решительно превосходила F-15C/D.

По летно-техническим характеристикам наш самолет однозначно лучше. Американцы немного выиграли, когда поставили на F-15 БРЛС с активной фазированной решеткой, но по большинству характеристик этот локатор вполне сопоставим с пассивной фазированной антенной решеткой самолетов Су-30МКИ/СМ. А Су-35 с БРЛС «Ирбис» (это модернизированная «Барс» с Су-30МКИ/СМ) свела на нет все преимущества американского F-15.

Что касается количества поставленных на вооружение и на экспорт боевых машин (если добавить еще многочисленные китайские клоны), то объем выпуска Су-27 и его вариаций существенно превышает количество произведенных американской промышленностью F-15.

Авиационные эксперты подчеркивают, что есть определенная логика в сравнении концепций Су-30МКИ/СМ, Су-34 и F-15E. Все они — двухместные машины, что позволяет реализовать на практике настоящую многофункциональность (ударные функции в реальной жизни все же лучше реализует двухместный экипаж).

F-15E, пожалуй, ближе к Су-34, сходятся во мнении отечественные эксперты. А Су-30МКИ/СМ в гораздо большей степени сохранил истребительные возможности, приобретя существенный ударный потенциал (подчас даже уникальный, если вспомнить об интеграции этого самолета с проектом «БраМос» — универсальной сверхзвуковой ракетой).

Как результат — Су-30СМ существенно лучше продается на мировом рынке, чем F-15.

Несмотря на поступление на вооружение истребителей 5-го поколения, машины типа F-15 и Су-30 еще долго будут стоять на оснащении военно-воздушных сил самых разных стран — от Саудовской Аравии до Малайзии. Не исключено, что они еще встретятся в реальном бою. Пока же в учебных воздушных боях (на разного рода мероприятиях оперативной подготовки за рубежом), истребители типа Су-30, поставленные иностранным заказчикам, не только не уступают в схватках американским истребителям 5-го поколения F-22, но в ряде случаев и превосходят их.

Новости и материалы
Автокомпания Chery назвала дату старта продаж нового Tiggo 9 в России
Dava и TSOY пришли на день рождения победительницы «Новых Звезд в Африке» Искандаровой
Российские военные ударили по месту в Херсоне, откуда ВСУ запускали дроны
Шойгу анонсировал скорое вступление Белоруссии в ШОС
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Все новости