Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал обвинения в адрес России в связи со сбоями в работе системы GPS во время учений НАТО. Он отметил, что российскую сторону часто обвиняют «во всех смертных грехах», не предоставив при этом доказательств.
«Нам ничего не известно о том, что Россия может иметь какое-то отношение к сбоям в системе GPS. Здесь нужно спрашивать экспертов или министерство обороны. Но вы знаете, что сейчас существует тенденция обвинять Россию вообще во всех смертных и иных грехах. Как правило, эти обвинения не имеют под собой оснований», — заявил представитель Кремля.
Ранее центр авианавигации Финляндии передал предупреждение летчикам о сбоях в работе GPS в северной части страны.
Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля заявил, что в настоящий момент власти страны расследуют этот инцидент. При этом он не исключил, что к сбоям в работе GPS может быть причастна Россия. Об этом сообщает финское издание Yle. Как отметил Сипиля, сбои были организованы намеренно — технически это «относительно легко». Кроме того, он добавил, что у России «есть средства» для организации подобных помех.
«Возможно, что за подобными нарушениями стоит Россия», — отметил премьер-министр.
Он также заявил, что вмешательство в систему GPS он предложил воспринимать так же, как нарушение воздушного пространства Финляндии, поскольку подобные помехи увеличивают риск аварий в небе. Подобные попытки могут повториться и в будущем, отметил Сипиля. По его словам, инцидент является «посланием» участникам учений НАТО.
В Госдуме уже заявили, что такое обвинение в адрес России является провокацией, однако призвали не реагировать на нее.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин пояснил, что после того, как в отношении Москвы было введено столько санкций, «нас вообще не должно волновать, что Европа и США о нас подумают.
Даже если бы «причастность» Москвы к сбою в работе систем GPS оказалась правдой, то лишь подчеркивало бы технологическую отсталость членов НАТО.
«Они хотят, чтобы Россия в очередной раз начала оправдываться за то, чего не делала. Нам не нужно обращать никакого внимания на эти провокации. Если бы РФ имела отношение к помехам на учениях НАТО, то этого не надо было бы стесняться. Поскольку говорит о том, что система навигации зарубежных стран несовершенна и совсем не защищена, а отечественная система подавления работает хорошо. Отношение к НАТО должно быть пересмотрено: не настолько страшен черт, как его малюют», — добавил Шерин в беседе с ФАН.
Учения НАТО Trident Juncture («Единый трезубец») прошли в Северной Европе с 25 октября по 7 ноября и стали самыми крупными маневрами в Европе со времен окончания «холодной войны». В них были задействованы около 50 тыс. военных.
Всего в них приняли участие 31 страна, в том числе союзники НАТО — Швеция и Финляндия.
При этом сбой в работе GPS стал не первой аварией во время проведения маневров. Так, в ноябре норвежский фрегат «Хельге Ингстад» столкнулся с танкером «Сола ТС», после чего потерял управление и стал дрейфовать к берегу. Спасатели эвакуировали 127 человек, в том числе семерых пострадавших членов экипажа.
На место инцидента выехали пожарные, дайверы и спасательные лодки. Фрегат получил большую пробоину ниже ватерлинии и стал тонуть. Кроме того, из его цистерн вылилось топливо для вертолета.
26 октября в машинном отделении канадского фрегата HMCS Halifax произошло возгорание. Команда корабля смогла оперативно локализовать пожар и потушить его. После инцидента судно продолжило участие в маневрах.
Во время учений в норвежском графстве Хедмарк танк столкнулся с военным автомобилем, в результате чего пострадали четверо шведских военнослужащих. Всех их доставили в больницу, двое были отпущены после оказания необходимой медицинской помощи.
Похожий инцидент произошел за два дня до начала маневров, 23 октября. На скользкой заснеженной дороге столкнулись семь военных машин. Как сообщалось, некоторые из автомобилей вылетели в кювет. Пострадали четверо американских военных, двух из них госпитализировали с помощью вертолета. В тот же день недалеко от места первого ЧП столкнулись военный транспорт и гражданский автобус. Водитель автобуса получил легкие травмы.