Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бомбить издалека и помногу: США создают самолет-арсенал

В США планируют создать самолет для массового обстрела крылатыми ракетами

ВВС США хотят создать самолет-арсенал, предназначенный для запуска крылатых ракет воздушного базирования большой дальности «в массовом порядке». Для этого военные просят представить идеи и концепции по созданию такого аппарата. Сможет ли Вашингтон достигнуть своей цели, разбиралась «Газета.Ru».

Военно-воздушные силы США хотят создать прототип самолета, который сможет нести на своем борту и массово запускать крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) большой дальности, пишет издание Flight Global.

Офис стратегических возможностей министра обороны США и соответствующие службы в настоящее время обозревают рынок идей и исследуют техническую зрелость, осуществимость и практическую полезность использования подобного самолета-арсенала для боевого применения КРВБ. Об этом сообщают ВВС США.

Министерство обороны США заявляет, что предпочитает уже готовые конструкции самолетов, которые могут быть сравнительно быстро превращены в экспериментальные и опытные образцы для оперативной разработки и последующего развертывания.

Прототипы помогут ВВС США изучить идею «самолета-арсенала», то есть летательного аппарата, который может нести и запускать крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности и беспилотные летательные аппараты вне зоны действия зенитных ракетных систем и авиации противовоздушной обороны вероятного противника.

В военном ведомстве США обсуждают, насколько эффективными будут подобные самолеты в военных действиях против Китая или России, обладающих эффективной системой противовоздушной обороной, которая в большинстве случаев делает невозможным пролет летательных аппаратов над их территорией и тем более результативное применение авиационных средств поражения.

«Способность резко наращивать огневую мощь в будущих конфликтах увеличивает диапазон возможных решений и оперативных планов против равных по боевым и оперативным возможностям противников», — говорится в уведомлении ВВС США.

«Массовая поставка нетрадиционных платформ доставки средств поражения в военно-воздушные силы — это один из возможных вариантов обеспечения непревзойденной огневой мощи, которая может сыграть решающую роль в будущих вооруженных конфликтах», — считают военные в США.

Самолет-арсенал (носитель КРВБ) может быть проектом с чистого листа. Однако в ВВС США также рассматривают вопрос о перепрофилировании военно-транспортных самолетов типа Lockheed Martin C-130 или Boeing C-17 для запуска КРВБ, причем предполагается, что эти машины впоследствии могут быть использованы и в иных целях.

В конце мая Исследовательская лаборатория Военно-воздушных сил и Командование специальных операций ВВС объявили, что провели успешные испытания нового авиационного боеприпаса, получившего название CLEAVER.

Как ранее писала «Газета.Ru», бомбу сбросили с самолета типа MC-130J Commando II, который, в основном, предназначен для участия в специальных операциях. Commando II — это сильно модифицированная версия четырехмоторного военно-транспортного самолета C-130 Hercules, который зарекомендовал себя в том числе как удивительно эффективный бомбардировщик во время войны во Вьетнаме.

Испытание нового боеприпаса CLEAVER заключается не только в сбрасывании тяжелых боеприпасов на слабо защищенные цели. Название CLEAVER означает Cargo Launch Expendable Air Vehicles with Extended Range, что можно приблизительно перевести как авиационный боеприпас увеличенной дальности, запускаемый с транспортного самолета.

Однако применение военно-транспортных самолетов в качестве бомбардировщиков может оказаться весьма эффективным, но только в том случае, если противник Соединенных Штатов будет представлять собой формирования партизанского типа, вооруженные лишь легким стрелковым оружием.

Если же вооруженные силы Соединенных Штатов столкнутся с противником, обладающим примерно равными боевыми и оперативными возможностями, а его система противовоздушной обороны будет организована по всем правилам военной науки, оснащена современными зенитными ракетными системами и зенитными артиллерийскими комплексами (типа «Деривация-ПВО»), то все самолеты ВТА типа С-130 будут уничтожены в первые минуты ведения боевых действий.

Независимо от того, выберут ли ВВС США конструкцию, создаваемую с чистого листа, или модифицированный военно-транспортный самолет, или вообще не будут иметь в своем распоряжении самолета-арсенала, носителя КРВБ, отчасти итог будет зависеть от результатов дальнейших исследований, пишет Flight Global.

«Налицо значительный диапазон возможных решений, в которых будут учитываться количество размещаемых на носителе средств поражения, дальность полета летательного аппарата и, разумеется, стоимость проекта в целом. Необходимо сравнить все потенциальные варианты», — говорится в сообщении Офиса стратегических возможностей.

Эти исследования будут использованы для продолжения дебатов в военно-воздушных силах США. Вопрос ставится так — является ли более экономически эффективным дальнейшее инвестирование в весьма дорогой стратегический бомбардировщик с малой радиолокационной заметностью Northrop Grumman B-21 Raider или же возможны иные, менее затратные варианты?

По идее, В-21 должен действовать в оспариваемом воздушном пространстве над Китаем и Россией. Однако, ставят вопрос американские эксперты, не лучше ли запускать крылатые ракеты воздушного базирования вне зоны поражения активных средств противовоздушной обороны.

Как ранее писала «Газета.Ru», несколько десятилетий назад в США высказывалась идея о том, что военно-транспортные самолеты, находящиеся далеко за пределами зон поражения средств ПВО, смогут запускать большое количество крылатых ракет для поражения объектов противника. Таким образом, это отнюдь не новая концепция. Еще в 1970-х годах в США возникали споры о возможном отказе от принятия на вооружение проблемного бомбардировщика B-1 и разработке возможных альтернатив, то есть иных авиационных платформ, вооруженных крылатыми ракетами.

Утверждалось, что летательный аппарат — носитель новых крылатых ракет с дальностью полета в несколько тысяч километров — может быть транспортным самолетом. Зачем соглашаться на B-52 с 20 ракетами, если можно получить нечто большее, сравнимое с возможностями самолета типа Boeing 747, утверждали военные эксперты в США.

В свое время корпорация Boeing выдвинула предложение о создании самолета-носителя крылатых ракет (Cruise Missile Carrier Aircraft, CMCA) на основе модифицированного авиалайнера Boeing 747, в котором вместо пассажирского салона были бы установлены пусковые установки револьверного типа на восемь крылатых ракет каждая.

Один носитель типа CMCA мог бы нести в этом случае 72 крылатых ракеты. Это более чем в три раза превышает аналогичную загрузку B-52, а и без того впечатляющая дальность полета самолета Boeing 747 сделала бы возможной глобальное боевое применение машин подобного типа.

Расходы на закупку и эксплуатацию CMCA составили бы всего лишь небольшую часть от полной стоимости современного стратегического бомбардировщика.

Крылатые ракеты в этом случае запускались бы из люка в задней части фюзеляжа транспортного самолета, а каждая пусковая установка поочередно сдвигалась бы соответствующей системой управления по мере опустошения предыдущей установки.

Однако в конечном итоге CMCA так и не был построен, а B-1 Lancer был принят на вооружение, несмотря на его высокую стоимость, за которым последовал еще более дорогой бомбардировщик B-2 Spirit, стоимость которого составила рекордные $2 млрд.

Теперь ВВС США в очередной раз возродили эту идею: самолета — летающего арсенала крылатых ракет. По-прежнему замысел заключается в том, что подобный носитель будет комплектоваться большим количеством крылатых ракет и этот самолет в ходе выполнения боевых задач не будет входить в зоны поражения средств противовоздушной обороны противника.

Сегодня в качестве подобной воздушной платформы может быть использован тяжелый военно-транспортный самолет C-17.

Такой самолет мог бы рассматриваться как прямой конкурент перспективному стратегическому бомбардировщику B-21 Raider, выполненному по технологиям с малой радиолокационной заметностью. Стоимость постройки этого бомбардировщика пока с оптимизмом оценивается в $550 млн (в ценах 2010 года), что вызывает значительный скептицизм.

Вполне возможно, полагают в издании Flight Global, что в конечном итоге в США может быть принято решение о закупке как тех, так и других самолетов.

Новости и материалы
Айза рассказала об интиме с Гуфом после развода
Суд вынес приговор обвиняемой в совершении теракта в центре Стамбула в 2022 году
ВСУ ушли с передней линии обороны в Бердычах
«Корочка хлеба, маслице с сахаром»: Елена Борщева о скромных радостях детства
Россиянин выгнал собаку из будки, чтобы спрятаться в ней от силовиков
В сети обсуждают свадебный образ Дарьи Поверенновой: «Идеальное платье для невесты»
В Томске лишили свободы мужчину, который украл цветы, чтобы сделать сюрприз девушке
Финансист оценил, как курс рубля отреагировал на сохранение ключевой ставки
Защита попросила Мосгорсуд отменить арест Тимура Иванова
ВЦИОМ замерил уровень доверия россиян Путину
Мужчина, оставивший 43 кошки без еды и воды в пустой квартире, получил 20 суток тюрьмы
В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в КНР
Бывший футболист «Спартака» рассказал, что ему понравилось в матче с ЦСКА
В Кремле рассказали, как закончится спецоперация на Украине
Анастасия Решетова ответила, делает ли «уколы красоты»
Женщина рассказала, что ее возбуждает сильнее любого вибратора
Россиянин сжег дотла Volkswagen бывшей жены в Зеленограде и попал на видео
В Германии обеспокоились темпами продвижения ВС РФ на юге Донбасса
Все новости