Конец года – традиционно красный сезон на автомобильном рынке. Дилеры торопятся распродать машины прошлого модельного года. В довесок к новеньким иномаркам частенько предлагают вполне полезные подарки, вроде комплекта зимних шин или продленной гарантии. А автомобилисты, в свою очередь, спешат растратить на новый автомобиль новогодние бонусы или просто сбережения. Этот ноябрь не стал исключением. По данным Комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса, за ноябрь спрос на авторынке вырос сразу на 3%.
А всего за 11 месяцев 2007 года россияне приобрели почти полтора миллиона новых иномарок, на 63% больше, чем за тот же период в прошлом году. Самые востребованные модели собираются внутри России.
Производство Ford Focus во Всеволожске по-прежнему не восстановлено в полном объеме, но автомобиль все так же лидирует в таблице самых популярных иномарок (87,6 тыс.) Вместе с тем остановка конвейера и начало забастовки на заводе под Питером не остались незамеченными «фокусоманами». Всего за месяц спрос на модель упал на 5%. Этим поспешили воспользоваться конкурирующие Renault и Daewoo. Французский Logan укрепился на второй строчке в списке, а Nexia и Matiz заработали себе дополнительно по 3%. На четвертой строчке замер Hyundai Accent.
По итогам этого года, в списке самых продаваемых иностранных моделей остаются бюджетные машины, разработанные корейским подразделением General Motors — Daewoo, переименованным в Chevrolet. Причем Lanos в одиночку занял третью строчку в таблице самых покупаемых машин. Стабильным спросом пользовались Chevrolet Niva и Lacetti. Они заняли в списке шестую и восьмую позиции соответственно.
Среди автомобильных марок, у которых показатели обходили общий прирост рынка, выделялись Fiat (за год продажи «итальянца» увеличились в десять раз) и люксовая Infiniti – рост в пять раз. Однако в обоих случаях в абсолютных цифрах достижения компаний были незначительными: 13,5 тыс. у Fiat и 5 тыс. у Infiniti.
Некоторые бренды в этом году не смогли добиться показателей прошлого года.
Citroen потерял 6%. Возможно, причина в том, что бренд в течение всего года не радовал автомобилистов массовыми новинками. В результате ни один автомобиль этой марки не попал в список 25 самых популярных моделей. Еще больший спад показали продажи Chrysler – минус 15%. Кроме того, снизились продажи некоторых некогда очень востребованных японских моделей. Так, не смогли вернуть себе прежней популярности Mitsubishi Lancer и Nissan Almera.
По итогам 2007 года специалисты Национального Агентства Промышленной Информации (НАПИ) предсказывают, что удельный вес новых иномарок на российском рынке в количественном выражении приблизится к 70%, а в денежном – к 84%. При этом доля традиционных российских автомобилей сократится до 30% в штучном исчислении и до 16% – в финансовых показателях.
Эксперты отмечают, что, начиная с середины года, возникло постепенное замедление темпов роста рынка иномарок, и к концу года оно усилилось. И даже несмотря на предновогодний ажиотаж, в целом динамика говорит о том, что ситуация на российском рынке начинает меняться в сторону «похолодания». Постепенное насыщение рынка может всерьез обострить конкуренцию на рынке. И производителям потребуется немало усилий, чтобы удержать высокие темпы роста в следующем году. По оценкам НАПИ, в 2008 году дальнейший рост рынка оценивается на уровне 30–35%. А к 2010 году, по их прогнозам, темпы прироста снизятся до 25%.
Таблицы: