Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

ИТАР-ТАСС

Край беcколесных должников

Приморские судебные приставы подвели итоги совместной деятельности с инспекторами ГИБДД

Тимур Хасанов

Приморские судебные приставы подвели итоги совместной деятельности с инспекторами ГИБДД. Чиновники рапортуют об эффективности совместных рейдов — собрано 1,5 млн рублей, арестовано 127 автомобилей. Между тем, правозащитники считают, что приставы в ряде случаев нарушают закон.

В Приморском крае местная Федеральная служба судебных приставов (ФССП) подвела итоги совместных акций с Госавтоинспекцией края за прошедший год. Инспекторы двух ведомств выявили около 360 водителей-должников. Для 127 автолюбителей эти мероприятия закончились арестом их транспортных средств.

В результате таких проверок приставы собрали около 1,5 миллионов рублей по 3832 исполнительным производствам, сообщает Regions.Ru.

В пресс-службе Судебных приставов России руководитель отдела Игорь Комиссаров рассказал «Газете.Ru», как проходят совместные рейды приставов-исполнителей и работников ГИБДД. По его словам, работник ГАИ останавливает автомобиль на стационарном посту, чиновник быстро просматривает по электронной базе наличие непогашенных задолженностей. Если обнаруживается, что водитель — должник, то ему выписывается повестка к приставу по месту жительства, либо предлагается оплатить долг на месте под квитанцию. Если должник отказывается гасить долг на месте деньгами, приставы вправе наложить арест на автомобиль, либо на другое имущество, находящееся в нем.

«На машину или вещи накладывается арест, только если их стоимость соразмерна сумме долга водителя», — поясняет Комиссаров. По его словам, сотрудник ведомства самостоятельно принимает решение о «соразмерности». Далее автомобиль передается на ответственное хранение. Если стоимость машины заведомо превышает 30 тыс. рублей, судебный пристав обязан привлечь оценщика, который устанавливает точную стоимость изъятого.

Комиссаров также отмечает, что пристав может передать арестованный автомобиль на хранение и самому должнику.

Это значит, что водитель может пользоваться машиной, но несет за нее ответственность и продать или подарить до уплаты долга взыскателю (физическому или юридическому лицу) не имеет права.

«Прежде всего, арестовывается имущество только тех водителей, которые злостно уклоняются от уплаты судебных решений», — говорит Комиссаров. Таковыми могут стать люди, не отвечающие на телефонные звонки, на почтовые уведомления по адресу проживания и просто не желающие оплачивать штрафы. «Случайно уклоняющихся очень мало», — поясняет руководитель пресс-службы и отмечает, что судебные приставы ничего не отнимают у граждан, а лишь исполняют решение суда, направленное на погашение долгов по вступившим в силу судебным решениям или актам уполномоченных органов (штрафы ГИБДД, Росприроднадзора, ФНС и других указанных в законе ведомств и организаций).

По приморской статистике, почти каждый второй водитель-должник из проверенных Госавтоинспекцией и приставами лишился автомобиля. Приморские судебные исполнители приводят пример, когда некий житель областного города Большой Камень лишился собственного «ЗИЛа» за неуплату алиментов. По их словам, должник скрывал грузовик и старался объезжать посты ДПС.

Однако его обнаружили и автомобиль поместили на «арестплощадку».

Арестованные автомобили приставы передают в специализированные организации, где их продают с торгов либо иным способом, а вырученная сумма через ФССП поступает к взыскателям. При этом закон не определяет конкретного срока на хранение машины до продажи. Авто может уйти и через месяц, и в первый день после поступления в аукционные организации.

По штрафам ГИБДД арест на имущество граждан может быть наложен в течение года с момента вынесения решения об административном наказании. Срок может быть продлен в случае, если приставам удастся доказать, что гражданин скрывался либо у него просто отсутствует имущество для компенсации задолженности. «Информацию о долге можно узнать в отделении судебных приставов по месту жительства,— резюмировал Комиссаров. — Цель не наказать водителя, а добиться оплаты, после этого должник может забрать машину».

Иной позиции придерживается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его словам, сотрудники ФССП не имеют право арестовывать автомобили, если не могут доказать, что владелец ранее получал исполнительный лист.

«Тем более незаконно, когда сумма иска несколько тысяч рублей, а у человека забирают дорогую иномарку», — говорит Травин.

Он также отмечает, что по закону приставы должны предоставлять водителю минимум один день, если он обязуется найти деньги и уплатить долг. Кроме того, законом определен перечень личных предметов, на которые не имеет право накладывать арест пристав. «К примеру, мобильные телефоны относятся к личным вещам, и забирать их противозаконно», — поясняет адвокат. По его мнению, Генпрокуратура должна обратить пристальное внимание на нарушения в работе судебных приставов.