Массовые увольнения и сокращения производства не помогли крупнейшему американскому автоконцерну General Motors избежать угрозы скоропостижного разорения. В субботу корпорация официально объявила о том, что не сможет обеспечить свое функционирование до конца года из-за отсутствия наличных средств, передает информагентство Bloomberg. Если компания обанкротится под удар попадут все принадлежащие ей марки: Opel, Chevrolet, Saab, Cadillac, Hummer, Vauxhall, Holden, GMC, Wooling, Buick, Pontiac, Daewoo.
«Конечно, будет неверно предполагать, что в случае разорения General Motors автомобильные марки принадлежавшие ему тут же канут в лету. В случае если компания объявляет себя банкротом, ее активы выставляют на продажу. Большинство из них, например Chevrolet и Opel, наверняка найдут нового покупателя и продолжат работу», — полагает аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Роман Ткачук. Однако эксперт уточнил, что в случае негативного сценария закрытие заводов будет еще масштабнее, чем сейчас. Могут возникнуть проблемы и с производством компонентов. «При этом многие модели или даже целые бренды могут исчезнуть», — заметил он. В первую очередь, по словам Ткачука, пострадают премиальные марки, особенно ориентированные на местные рынки. Например, Buick и Pontiac, которые продаются в основном в Америке.
В российском представительстве «Газете.Ru» сказали, что исключают ситуацию, при которой General Motors может обанкротится. «В сентябре General Motors отметила свое 100-летие. За это время компания пережила две мировые войны и Великую депрессию. У нас нет никаких сомнений, что и с нынешними финансовыми трудностями она справится», — сказал пиар-директор «Дженерал Моторз Россия» Сергей Лепнухов.
Меж тем западные эксперты придерживаются менее оптимистичных оценок. «События разворачиваются быстрее, чем ожидалось», — заметил управляющий директор аналитической компании Babson Capital Management LLС Джил Филдс.
По данным на 30 сентября, доля доступных наличных средств в компании упала еще на $5 млрд – c $21 млрд до $16 млрд. За последние девять месяцев убытки GM составили $21,3 млрд, а выручка снизилась на 11%, говорится финансовом отчете компании. Всего же за последние четыре года автогигант потерял почти $73 млрд.
По словам эксперта, у GM всего два пути: они либо успеют получить госкредит, либо будут вынуждены объявлять о своем банкротстве.
Для того чтобы избежать краха, корпорация ведет активные консультации с администрацией президента Джорджа Буша и с командой нового президента США Барака Обамы, а также с членами конгресса. «Однако из-за смены главы Белого дома выдача средств госкредита может затянуться. В таком случае американская автоиндустрия может просто погибнуть, так и не дождавшись поддержки от государства», — соглашается президент аналитической компании Automotive Consulting Group Дэнис Вираг.
Пока же General Motors снова планирует сокращать объемы производства и увольнять рабочих. По оценкам топ-менеджмента, выпуск моделей может сократиться еще на 20–30%. На нескольких американских заводах уже объявили, что закрывают работу в третью смену. На прошлой недели в GM разослали 1100 уведомлений об увольнении, еще 500 человек ожидают своей очереди. Всего же с начала года General Motors уволила в США почти 6 тыс. рабочих.
Если GM разорится, без работы останутся около 2,5 млн людей, обслуживающих сборочные предприятия концерна и занятые на производстве компонентов для его автомобилей, подсчитали в мичиганском Центре автомобильных исследований.
Кроме того, из-за нехватки денег автоконцерн был вынужден на неопределенный срок остановить переговоры о покупке акций Chrysler. В этих обстоятельствах обостряется борьба за Chrysler среди остальных претендентов. По некоторым данным, наиболее вероятными кандидатами на покупку компании станут французский Renault и корейский Hyundai. Для обеих наибольший интерес представляет марка Jeep.
По мнению экспертов, если финансовое состояние General Motors станет критическим, это может отразиться и на российских активах компании. «Если проблемы с ликвидностью парализуют оперативную деятельность концерна, это может сказаться и на финансировании недавно открытого завода компании GM в Ленобласти. На Западе концерн будет сталкиваться с давлением со стороны профсоюзов, что затруднит быструю оптимизацию структуры бизнеса», — замечает аналитик ИК «Финам» Константин Романов. Меж тем, по словам специалиста, новое предприятие уже в ближайшие месяцы может стать одним из значимых генераторов прибыли в структуре GM, показывая хороший рост и привлекательный уровень рентабельности. «А потому, в случае если это будет возможно, скорее американцы будут замораживаться предприятия в США, чем российский актив остановит работу», — пояснил аналитик.