В понедельник конгресс США должен принять решение, которое может стать судьбоносным для национального автопрома. Речь идет о господдержке для так называемой детройтской тройки — Ford, General Motors и Chrysler. Впрочем, принципиальное решение уже принято. Деньги, которые должны спасти автоконцерны от банкротства, будут выделены.
Топ-менеджеры американских автогигантов в этом году оставили свои личные самолеты в ангарах и проехали около 9 часов (от Детройта до Вашингтона около 830 км) исключительно для того, чтобы добраться на слушания в правительстве, на гибридных автомобилях. Однако даже таким образом им не удалось как следует разжалобить конгрессменов.
По предварительным данным, демократическое большинство в конгрессе США и Белом доме в пятницу согласовало план помощи автоконцернам стоимостью порядка $15 млрд — меньше половины той суммы, которую просили автопроизводители.
Эту цифру в эфире телекомпании CNN на выходных назвал официальный представитель Белого дома Тони Фратто.
Между тем в последней коллективной заявке General Motors, Chrysler и Ford, представленной 3 декабря, фигурировала сумма $34 млрд. Уже до конца года GM рассчитывал получить $4 млрд, а Chrysler — $7 млрд. А в следующем году GM хотел получить госкредит на сумму $14 млрд, а Ford просил $9 млрд.
Взамен автопроизводители были готовы передать правительству часть своих облигаций. А руководители General Motors и Chrysler даже объявили, что, если правительство потребует, они согласны объявить о слиянии двух компаний. Однако в правительстве от такого предложения отказались. В обмен на госкредиты компании должны будут сократить издержки, снять с производства непопулярные модели и заменить их новыми, более востребованными экономичными машинами.
Кроме того, могут подать в отставку главы автоконцернов, пишет американское издание Detnews.
Таким образом конгрессмены рассчитывают снизить социальное напряжение. Дело в том, что большинство американцев высказываются против поддержки местных автопроизводств. Согласно данным исследования, проведенного телекомпанией CNN и агентством Opinion Research Corp., 70% американцев считают, что оказание предпочтения автомобильной промышленности не справедливо по отношению к остальным отраслям, а более 60% жителей США выступают против предоставления американским автопроизводителям финансовой помощи за счет налогоплательщиков. При этом лишь 15% считают, что банкротство «детройтской тройки» затронет их лично, рассказал директор департамента опросов общественного мнения CNN Китинг Холланд. Банкротство GM приведет к потере 2,5 млн рабочих мест в первый год, говорится в сообщении Центра исследования автомобильной промышленности.
Эксперты убеждены, что даже при государственной поддержке американское автомобилестроение обречено на вымирание.
Такого мнения придерживается нобелевский лауреат 2008 года по экономике, профессор Принстонского университета Пол Кругман. «Это произойдет из-за географических факторов, которые я и мои коллеги уже обсуждали», — цитирует его высказывание Associated Press. По его словам, деньги, выделенные автоконцернам правительством, дадут лишь краткосрочное облегчение. «Это нежелание принять факт крушения крупного промышленного сектора в середине экономического кризиса», — отмечает Кругман. По мнению ученого, спасти американский автопром невозможно.