Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы производим машины, которые покупают»

Интервью президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова

Президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров рассказал «Газете.Ru» о государственной поддержке, о партнерстве с Renault-Nissan, о ценах на автомобили Lada и о производственных планах.

— В условиях кризиса автомобильный рынок России формировался так, чтобы создать оптимальные условиях для «АвтоВАЗа». Поднимались пошлины на ввоз иномарок, вводились льготные кредиты с минимальным порогом, программа утилизации в основном приходится на Lada. Насколько, по-вашему, эти меры оправдали себя?

— Продажи упали не только у нас. Производство на всех предприятиях страны сократилось в несколько раз, и меры по повышению пошлин, которые, кстати, и до кризиса составляли 25%, принимались для поддержания всего рынка в целом. Пошлины были подняты не так сильно, особенно если сравнивать с подобными мерами в других странах. При том падении рынка, которое наблюдалось в кризис, эти меры были просто необходимы, чтобы сохранить в живых многие предприятия страны. А значит — сохранить инфраструктуру и рабочие места. Но, конечно, «АвтоВАЗ», как производитель подавляющего большинства автомобилей в стране, нес колоссальные убытки – самые большие за историю компании. Производство упало в три раза.

— Да, но причина убытков компании не только в финансовом кризисе. «АвтоВАЗ» и до 2009 года страдал от перепроизводства и в условиях падения спроса долго не мог распродать машины, которые стояли на складах.

— У дилеров стояло 120 тыс. машин. Нами для выхода из кризисной ситуации была разработана антикризисная программа, реализовать которую было бы невозможно без помощи акционеров и государства. Но в первую очередь необходимо было погасить долги перед поставщиками, чтобы оживить отрасль — заводы не могли с нами работать. А вообще наш долг составляет 65 млрд рублей, сейчас он реструктурирован. Также нужно было оптимизировать численность работников предприятия в кратчайшие сроки, поскольку сократилась производственная программа — мы уменьшили штат на 30 тысяч человек, причем сделали это без социальных последствий: созданы дочерние компании, где работают люди, перешедшие с основного производства. «АвтоВАЗ» освободился от непрофильных социальных активов – они переданы в федеральную и муниципальную собственность. И теперь мы активно работаем над обновлением модельного ряда.

— Есть и другой аргумент, подтверждающий, что авторынок России подстраивается под производство в Тольятти. Правительство не вводит современные требования по безопасности автомобилей, потому что им не соответствует большая часть модельной линейки Lada.

— Не вижу прямой связи. Понимаете, современные опции стоят дополнительных денег — нужно спросить у клиентов, готовы ли они платить за машину дороже? Ведь у нас есть возможность ставить ABS и подушки безопасности на Priora, но мы делаем это по желанию клиента. Мы не можем заставлять людей платить только ради того, чтобы приблизиться к европейским стандартам. Люди не хотят покупать, переплачивая, с их точки зрения, за машину с дополнительными и ненужными им опциями. Наш уровень жизни пока далек от европейского, где понимают, что за безопасность нужно платить.

— Да, но когда в Европе вводились жесткие стандарты безопасности, автокомпаниям точно так же нужно было вкладываться в модернизацию, а их клиентам покупать более дорогие машины. Это вопрос ответственности государства и бизнеса за качество предлагаемой продукции. За жизни людей, которые на этих машинах ездят.

— Если такие требования будут введены (обязательная установка ABS, подушек безопасности – прим. ред.) на законодательном уровне, мы, как производитель, от этого только выиграем. Это упростит производство, потому что мы будем ставить унифицированные блоки на все модели, а не оборудовать только часть машин опционно. Но вы судите с точки зрения жителя большого города — в глубинке живут по-другому, у людей там другие возможности. Мы производим те машины, которые люди могут купить. И наши покупатели живут в основном в регионах.

— Уже известно, что производство самых дешевых моделей Lada «классика» перенесут на завод «Ижавто», а производственные мощности должна занять новая модель low cost – Lada Granta. Цена «классики» от 160 тыс. рублей – ее производят на дешевом старом оборудовании. Какова ожидаемая цена на Granta? Удалось ли сохранить ценовой диапазон?

— По планам, розничная цена будет в районе 220 тысяч рублей, но это автомобиль другого поколения, он построен на платформе Kalina. LADA Granta безопаснее, современнее и комфортнее.

— Вопрос по дальнейшему обновлению модельной линейки. Два года назад на салоне в Москве был представлен предсерийный автомобиль, так называемый проект C. Но его производство было отложено, и сегодня на подиуме стоит предсерийный R90 – универсал на платформе В0 компании Renault. А судьба проекта C окутана туманом. Что повлияло на смену направления?

— Когда мы писали бизнес-план, выбрали самый быстрый способ запуска новой машины — минимум вложений, времени — и в то же время гарантирующий минимальные риски, поэтому Lada Granta сойдет с конвейера в конце 2011 года. В сегменте C жесточайшая конкуренция. Мы никогда на этом рынке не работали, для него нужен другой уровень качества и продвижения. И никаких гарантий, что мы сможем быстро вернуть вложения. Что же касается R90 – здесь все наоборот. Рынок освоен, машина знакома, производственная линейка под рукой. Запуская эту модель, мы гарантированно даем возможность отдышаться нашим поставщикам, насытить рынок, пережить переходный момент с минимальными рисками и стабилизировать ситуацию. Тогда мы сможем перейти к следующему этапу, в том числе к освоению новых сегментов.

— Решения о разработке новых платформ и автомобилей сегодня обусловлены не столько технологически, сколько экономически. У «АвтоВАЗа» большие планы по разработке целой линейки машин на базе автомобилей альянса Renault-Nissan. Это дешевле и выгоднее. Значит ли это, что «АвтоВАЗ» отказывается от разработок на собственных платформах?

— Безусловно, когда мы планируем новые модели и платформы, то исходим из тех наработок, которые у нас уже есть. А их много – и в сегменте C, и в сегменте B. И альянс, зная наши конкурентные преимущества, также это учитывает. Но надо понимать, что Renault-Nissan выпускает 8–10 моделей в год. Их инжиниринг находится на другом уровне. У нас, как у партнеров, есть возможность использовать технологическую базу каждой компании. В то же время наши партнеры признают и наши инженерные успехи. Например, не исключена возможность, что наша платформа Kalina ляжет в основу новой модели Renault. Мы уже не смотрим, сколько импортных деталей используется при разработке, а сколько наших. Мы смотрим на унификацию и удешевление производства. Выигрывает рыночную борьбу та компания, которая сможет максимально упростить и удешевить производство и сдержать цены.

— Вы говорили, что собираетесь менять систему взаимоотношений с дилерами, чтобы контролировать изменение розничных цен на автомобили. В чем суть реформы?

— Мы хотим, чтобы не было такой ситуации: мы поднимаем отпускную цену на 2–4%, а рост у дилеров в то же время составляет 15–20%. Мы хотим больше воздействовать на продавцов и контролировать цены на рынке. Современный рынок устроен так, что дилеры в первую очередь зарабатывают не на накрутке цен на машину, а на продаже опций и сервисном обслуживании. И мы хотим перестроить нашу систему так же, для чего нам нужно перезаключить договора со всеми дилерами – а их больше 400. Рассчитываем выполнить это в кратчайшие сроки.

— Знаете ли вы, что профсоюз «Единство» направил письмо Владимиру Путину с требованием повлиять на вас. Авторы письма требуют увеличить зарплату на заводе до 25 тысяч рублей и дать им доступ к принятию решений о судьбе завода.

— Конечно, мне об этом известно. И я считаю, что претензии этих людей необоснованны и самое главное — они не представители большинства, ведь в этом профсоюзе всего около 200 членов. На «АвтоВАЗе» есть официальная профсоюзная организация, в которую входит почти 100% работников нашего предприятия (70,5 тыс. чел.). А этот профсоюз, в свою очередь, — часть профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ) и в общей сложности насчитывает около 147 тысяч членов. Председатель профкома «АвтоВАЗа» – член совета директоров — участвует в работе правления компании, он в курсе принимаемых решений — мы не скрываем ничего от коллектива, как раз чтобы избежать ненужного напряжения ситуации. И люди идут нам навстречу — почти все сотрудники ушли на месяц в отпуск за свой счет, когда это было необходимо. Они понимали: средств, чтобы платить, у нас тогда не было. Но я обещаю: как только начнем зарабатывать – я подниму зарплату сотрудникам.

Новости и материалы
В Невинномысске Ставропольского края произошел крупный пожар
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
Все новости