Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мэр дорог

Как Лужков строил дороги

Юрий Лужков войдет в историю как мэр-дорожник. При нем был расширен МКАД, построены Третье транспортное кольцо, Большая Ленинградка, а также спроектировано Четвертое кольцо. Вокруг этих строек развернулись многочисленные коррупционные скандалы, не коснувшиеся самого градоначальника.«Народные гаражи», эвакуация и проекты по закрытию центра забудутся, а московские кольца останутся с нами.

За 18 лет число автомобилей в Москве значительно увеличилось. В 2010 году в городе зарегистрировано почти 4 млн машин, и еще около полутора миллионов приезжают ежедневно в город из области. Динамика роста автопарка начала стремительно наращиваться в 2006—2007 году. К этому моменту город уже основательно застрял в пробках, так как дорожная инфраструктура не справлялась, хотя Юрий Лужков начал реформу дорожной системы еще в начале 90-х.

Шире МКАД

Лужков начал свою политическую карьеру как мэр-дорожник. Он сделал ставку на дороги и обеспечил себе этим стабильную симпатию москвичей, несмотря на постоянные скандалы с воровством во время строительства.

Придя к власти в 1992 году, уже в 1993 году он начинает масштабную реконструкцию МКАД. Стройка велась в два этапа. В 1993—1994 годах на всем ее протяжении было установлено освещение и железобетонные ограждения на разделительной полосе. Второй этап, с расширением дороги до пяти полос в каждом направлении, проходил в 1995—1998 годах.

В 2001 году первый заместитель начальника СК при МВД Михаил Зотов заявил, что в процессе строительства МКАД была умышленно заужена на 20 см, что могло привести к крупным хищениям.

Они были оценены в 256 млрд рублей (до деноминации). В связи с этим была назначена экспертиза дорожного полотна, которая подтвердила использование некачественных материалов и нарушение строительных норм. В дальнейшем ООО «Организатор», являвшееся заказчиком работ, для своей защиты организовало независимую экспертизу. Согласно исследованию, МКАД был не уже, а даже шире проектной документации на 4 см.

По подозрению в хищении средств, выделенных на строительство МКАД, в 1999 году был арестован Олег Хоменко, гендиректор СУ-802, он провел 14 месяцев под стражей. Судебные решения в отношении него несколько раз пересматривалось, а дело было закрыто в конце 2008 года за истечением срока давности.

Кольца сжимаются

Генеральный план развития дорожной системы, принятый еще в 70-х годах и реализуемый в современной России, естественно, всплеска автомобилизации не предполагал. СНИПы и ГОСТы, действующие до сих пор, не рассчитаны на парковку миллионов машин, а дороги проектировались, исходя из загрузки в десятки раз меньше нынешней. Сложность дорожной ситуации усугубляло последовательное возведение офисных зданий в центре города. Замкнутую дорожную систему с узкими улочками и бульварами ежедневно атакуют автомобилисты, спешащие на работу. Брошенные на обочинах машины так же усугубляют ситуацию, причем не только в центре, но и возле конечных станций метро.

Садовое и Бульварное кольца превратились в замкнутую пробку. Чтобы снять транспортное напряжение, в 1998 году начинается строительство Третьего транспортного кольца.

Первый участок был открыт в 2000 году и соединил Комсомольский проспект с Краснопресненской набережной. В 2001 году кольцо дотянули до площади Гагарина с одной стороны и Волгоградского проспекта с другой. Для прокладки Лефортовского тоннеля использовался немецкий проходческий комплекс «Крот». Внутренний диаметр тоннеля составил 12,35 м, а внешний — 13,75 м.

В финансировании проекта были найдены нарушения. Первоначально проект прокладки Лефортовского тоннеля оценивался в $1,5 млрд. Однако Счетная палата обнаружила, что сметная стоимость строительства завышена на 5 млрд рублей. В результате на сооружение тоннеля было выделено $556 млн. В 2005 году закончена прокладка тоннелей и строительство развязок — кольцо сдано полностью. Его протяженность составила 36 километров, ширина полотна — восемь полос. Каждый участок дороги мэр открывает лично. Часто открытие развязок приурочено ко Дню города или государственным праздникам. Так образ Лужкова-дорожника закрепляется в сознании избирателей. Транспортное кольцо обошлось казне в $4,6 млрд.

На какое-то время город вздыхает с облегчением: ТТК оттягивает потоки на себя, но быстро становится еще более загруженным, чем Садовое кольцо. Прирост автопарка приводит город в прежнее состояние. Тогда НИиПИ генплана Москвы приступает к проектированию расширения ключевых вылетных магистралей города. На Дмитровском шоссе убирают большинство светофоров, расширяют опоры железнодорожных мостов, такая же реконструкция проводится на Варшавке. Тогда же начинается разработка амбициозного проекта Большая Ленинградка — с организацией бессветофорного движения от Красной площади до МКАД. А так же начинается строительство Звенигородского шоссе.

Пробка в одну сторону

К 2005 году становится понятно, что транспортные потоки движутся в городе хаотично. Работа светофоров разрозненна и провоцирует пробки, узкие двусторонние улочки с припаркованными машинами просто захлопываются, как мышеловки. Тогда принимается решение по реорганизации движения. Проектом заведует Департамент транспорта и связи. Принимается решение по переводу мелких улочек в центре на одностороннее движение. Это увеличит пропускную способность. В 2004 году столичные власти выделили средства на перевод улиц в центре Москвы на одностороннее движение — на все дорожные преобразования были заложены порядка 8 млрд рублей. Основная часть средств предназначалась на продление улиц и постройку развязок, а порядка 180 млн — на улучшение дорожных указателей. Сейчас этот процесс еще не завершен — в частности, в 2011 году планируется перевести на одностороннее движение 58 улиц и переулков в южном и юго-западном секторах центра Москвы.

Лужкову понравилась идея, и он потребовал проанализировать проект перевода Садового кольца также на одностороннее движение. Архитекторы НИиПИ генплана работали год, чтобы доказать мэру, что проект абсурден.

Решение о выделении средств на создание интеллектуальной транспортной системы в Москве было принято в ноябре 2006 года с планируемыми объемами средств на ее проектирование и строительство до 20 млрд рублей до 2008 года. Согласно концепции комплексной интеллектуальной транспортной системы, на городских магистралях планировалось установить видеокамеры и датчики движения дорожного потока с последующей обработкой информации в специальном центре, где система должна анализировать ситуацию, предлагать решение проблемы и переключать светофоры.

Однако единого управления светофорами в Москве по-прежнему нет. Как сообщил в сентябре 2010 года руководитель департамента транспорта и связи Василий Кичеджи, ИТС в Москве будет вводиться постепенно, однако не уточнил деталей. При наличии в Москве 11 тысяч светофоров нет единого управления «всем этим хозяйством», заметил чиновник.

В департаменте транспорта пояснили, что ранее это был лишь эксперимент. В дальнейшем планируется повсеместно внедрить «умные» светофоры в Москве, однако решение о выделении новых средств пока не принято.

Кольцо по цене коллайдера

Проект Четвертого транспортного кольца был утвержден еще в 2005 году. В 2007 начато строительство и выкуп земель. Тогда говорилось, что дорога будет закончена в 2013 году. Сейчас сроки смещены на 2015 год. Протяжённость Четвёртого кольца составит 74 км. Большая часть трассы пройдет по эстакадам и глубоким тоннелям. Первый этап строительства — участок от Измайловского проспекта до шоссе Энтузиастов, где движение пройдет по эстакаде. Следующим этапом станет строительство участка трассы от Измайловского проспекта до Открытого шоссе, а затем начнут строить часть магистрали от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта и одновременно с этим глубокий тоннель на юге. Затем от Открытого до Ленинградского шоссе и от Ленинградского шоссе до Большой Филевской улицы.

В 2009 году журналисты пересчитали, что стоимость строительства первого участка ЧТК превышает расходы на сооружение Большого адронного коллайдера.

Так, 4 км дороги обошлись бюджету в $2,5 млрд — то есть $663 млн за километр, тогда как строительство уникального научного центра обошлось в $370 млн за километр. Столичные чиновники поспешили обвинить журналистов в некорректности подсчетов. С официальным заявлением выступила руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, которая объяснила, что 60% заявленной суммы пошло на выкуп земель, перекладку коммуникация и очистку территории для строительства. Но проверка контрольно-счетной палаты Москвы показала, что расходы на строительство первой очереди ЧТК можно было снизить на 8 млрд рублей.

Кольцо в никуда

Эксперты расходятся в оценках решений Лужкова по развитию транспортной инфраструктуры Москвы. Вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов ставит в заслугу Юрию Лужкову решение по строительству Третьего транспортного кольца. «Без кольца Москва давно бы встала, — считает он. — Были также произведены реконструкции радиальных магистралей, сейчас заканчивается реконструкция Ленинградки».

Между тем, по мнению другого транспортного эксперта, президента ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олега Скворцова, строительство Третьего транспортного кольца себя не оправдало и концепция развития транспортной системы Москвы должна быть полностью пересмотрена. «В строительство Третьего кольца были вложены огромные деньги, а эффекта нет, — разводит руками господин Скворцов. — Дороги в столице нужно строить по хордовому принципу. Он тоже создает кольцо, но при этом есть определенная разница. Во-первых, хорда — это прямая, а прямая всегда короче, а это значит, и дешевле. Во-вторых, никогда нельзя решить проблему мегаполиса как Москва, если в нем не строить автомагистрали.

Хорошим аналогом может быть сходный по размерам город Бангкок. Там достаточно выскочить на автомагистраль и беспрепятственно проехать в любой конец города и выехать на любую магистраль, которая идет к городу».

Тем временем по инициативе Юрия Лужкова разрабатывается проект 4-го транспортного кольца. В необходимости его реализации эксперты высказывают полярные мнения. «Обязательно нужно продолжать, потому что радиальная кольцевая система предполагает для нормального функционирование наличие не только радиальных магистралей, но и кольцевых распределительных», — говорит Евгений Лобанов. «Строим эти кольца в никуда», — уверен Олег Скворцов.

Новости и материалы
Экс-руководитель магаданской Росавиации отправлен в СИЗО
Глава МИД КНР рассказал, чем обернется конфликт США и Китая
Россиянам объяснили, почему нельзя выучить язык по приложению
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Все новости