Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Куда катимся

Многие нарушители избегут наказания, просто завесив номер платком
Многие нарушители избегут наказания, просто завесив номер платком
Петр Шкуматов

Купи машину и пересядь в автобус

Координатор общества «синих ведерок» о новых штрафах за парковку в Москве

Петр Шкуматов

Новые штрафы за парковку в двух столицах призваны пересадить как можно больше автомобилистов на общественный транспорт. Сперва людям привили культ потребления машин, а теперь лишают возможности на них ездить.

С 1 июля вступают в силу поправки в КоАП, ужесточающие наказание за неправильную парковку, проезд по полосам для общественного транспорта и сквозной проезд через дворы. Для регионов большинство штрафов за эти нарушения вырастет в 3–5 раз, в Москве и Санкт-Петербурге – в десятикратном объеме. Еще одним нововведением станет возвращение платной эвакуации.

Власти считают, что высокие штрафы за неправильную парковку должны стимулировать народ пересаживаться с автомобилей на общественный транспорт, а сотрудников ГИБДД — активнее требовать от водителей соблюдать правила дорожного движения.

И каждый день с экранов телевизоров, со страниц печатных изданий, с рекламных щитов, в эфире радиостанций и в интернете нас призывают покупать новые автомобили. Наличие собственной машины как символа престижа и успеха внушалось годами. В 2011 году, по данным TNS, компания Nissan вошла в десятку крупнейших рекламодателей на радио, Volkswagen и Nissan — в топ-10 крупнейших рекламодателей в прессе, а Volkswagen к тому же стал пятым по затратам на наружную рекламу в России. Власти активно поддерживают отечественный автопром, российский авторынок по объемам продаж стал вторым в Европе, а к 2014 году займёт уже первую строчку в этом рейтинге.

Результат такой массированной пропаганды мы наблюдаем каждый день в городских пробках: владельцем личного автомобиля уже является каждый четвертый москвич.

За 20 лет количество машин в столице возросло в пять раз – до 4,5 миллионов. И всем нужно место, чтобы парковаться и ездить. По состоянию на начало 2011 года в Москве насчитывалось только 1,021 млн машиномест во всех типах гаражей и парковок – это четыре автомобиля на одну легальную парковку. За последние 20 лет протяженность магистральных улиц в Москве увеличилась всего на 10%. Эта протяженность в пять раз меньше, чем в среднем в городах США.

Одновременно столица активно застраивалась торговыми комплексами и офисными центрами, в том числе и на свободных территориях, которые были отведены под строительство новых дорог, что окончательно убило транспортную инфраструктуру города.

Новый мэр Сергей Собянин взялся исправлять ситуацию, но изменить за год-два то, что власти не могли или не хотели сделать за 20 лет, физически невозможно. Генпрокуратура уже выступила с заявлением, что нарушать правила стоянки водителей вынуждает отсутствие парковочного пространства.

Однако власти пошли по самому примитивному пути, выбрав фискальные меры для автовладельцев, которым все эти годы внушался культ потребления машин.

По нашим подсчетам, две трети автовладельцев попадают в группу риска регулярно получать штраф в 3000 рублей. К этому добавляется ещё и платная эвакуация с дорог общего пользования. Причем радикально большая часть из этих автомобилистов, нарушающих формально правила парковки, паркуют свой автомобиль, не создавая помех для других участников дорожного движения, в том числе и пешеходов. И лишь совсем небольшое количество водителей паркуют машины, наплевав на остальных участников дорожного движения.

Входит, что после 1 июля власти будут бороться не с реальными нарушителями, а с автомобилистами вообще. Город патрулируют спецавтомобили, в автоматическом режиме фиксирующие неправильно припаркованные машины. Сейчас их десять, но уже в этом году их количество увеличится до сотни. За один день 100 парконов будут выписывать штрафы 10 тысячам нарушителей – на сумму примерно в 30 млн рублей. Кроме того, активизируются силы ГИБДД, для которых неправильная парковка теперь не жалкий штраф в 300 рублей, а его десятикратное увеличение.

Но под запрещающими стоянку знаками по-прежнему будут парковаться чиновничьи автомобили (в нашем архиве уже сотни таких фотографий), а также те, для кого наказание в 3000 рублей — комариный укус.

Примечательно, что штраф будет выписываться владельцу автомобиля – в случае со служебной машиной чиновника это госучреждение.

То есть сначала людей призывали автомобили покупать, построив множество автосборочных заводов, а сейчас по факту запрещают этими автомобилями пользоваться, пересаживая потребителей на неудобный общественный транспорт с чудовищной инфраструктурой: сплошь и рядом маршруты проложены из ниоткуда в никуда. Сейчас мы видим, как огромные троллейбусы и автобусы еле ползут по асфальту, загромождая улицы, а в салоне скучает пара бабушек.

В Москве запрещающие стоянку и остановку знаки зачастую установлены там, где им нет никакого рационального объяснения. Прежде чем вводить драконовские штрафы, нужно пересмотреть необходимость размещения таких сюрпризов: многие из них сейчас неактуальны. Придется смириться, что парковка в центре Москвы должна быть платной, как и во всех цивилизованных столицах, и после этого дать возможность добровольцам подавать по упрощенной схеме заявления о неправильно запаркованных автомобилях – например, на пешеходных переходах. А уж только после этого увеличивать штрафы.

Автор — координатор общества «синих ведерок»