Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Сочи проложит дорогу к миллиардам

После Олимпиады-2014 власти построят в Сочи дорогу за 300 млрд рублей

Губернатор Краснодарского края оценил стоимость строительства трассы Джубга – Сочи в сумму не менее 300 млрд рублей. Заняться дорогой протяженностью 217 км планируется после Олимпиады в Сочи. В западных странах сооружение аналогичных трасс нередко обходится дешевле.

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил в четверг, что стоимость строительства трассы Джубга — Сочи оценивается в сумму не менее 300 млрд рублей, передает «Интерфакс». «После Олимпиады в 2014 году с лета все силы, которые были на олимпийской стройке, перебрасываются на трассу Джубга — Сочи, и мы начинаем ее делать. Там будет сложная дорога с большим количеством тоннелей, мостов и эстакад», — сказал губернатор Кубани.

По словам Ткачева, аналогичный проект по строительству современной трассы существует и в отношении участка между Джубгой и Новороссийском. «Дорога до Новороссийска — задача будущего десятилетия. Но сейчас здесь ремонтируется существующая дорога», — сообщил глава региона.

Год назад Ткачев отмечал, что федеральные трассы Краснодар — Новороссийск и Джубга — Сочи сильно перегружены. «Здесь привычны многокилометровые пробки и высочайшая аварийность, есть масса участков под угрозой схода оползней», — говорил губернатор. По его мнению, решить эту проблему сможет строительство платных дорог-дублеров.

Губернатор Ткачев, говоря о строительстве трассы, скорее всего, имел в виду не возведение нового объекта, а капитальную реконструкцию уже существующей трассы М-27 Джубга – Сочи.

Эту трассу из-за ее туристической направленности принято называть «Дорога к морю», сейчас ее состояние можно оценить как удовлетворительное. В летний период суточная нагрузка по ней составляет до 45 тыс. машин. Сейчас трасса активно используется машинами, которые везут грузы для олимпийской стройки в Сочи. Дорога спроектирована и построена по нормативам третьей технической категории — это дороги с облегченным покрытием (более тонкий асфальт), рассчитанные на небольшую нагрузку, с одной полосой движения на оба направления. На многих участках дорога интенсивно разрушается. Всего на трассе Джубга – Сочи есть более 30 участков общей протяженностью свыше 8,6 км, где постоянно сохраняется угроза оползневых сходов.

Протяженность трассы Джубга — Сочи составляет 217 км, дорога продолжается до границы с Абхазией. Таким образом, исходя из названой чиновниками суммы, каждый километр трассы обойдется около 1,3 млрд рублей.

В Росавтодоре не смогли оперативно прокомментировать заявление Ткачева о строительстве трассы – этот вопрос широко пока не обсуждался. «Желаний много и надо что-то делать, — пояснили в ведомстве. — Следующий год в мировом масштабе для нас важный. Тогда поймем, что нужно делать».

Эксперты считают, что трасса действительно нуждается в серьезной реконструкции, однако суммы в 300 млрд рублей на ее реконструкцию может не быть ни в краевом, ни в федеральном бюджете. «Несколько раз приходилось проезжать по дороге, и она требует серьезной реконструкции, потому что поток по дороге идет очень большой, — рассказал «Газете.Ru» гендиректор российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами «РАДОР» Игорь Старыгин. — Сейчас в связи с подготовкой к Олимпийским играм в Сочи поток еще увеличился. Что касается стоимости, то об этом можно говорить только на основании проектных документов. Какие-то комментарии давать преждевременно. Но этот объект достаточно протяженный, и способности краевого и федерального бюджета может не хватить».

Согласно утверждению аналитиков Европейского инвестиционного банка (EIB), сама по себе горная местность не делает строительство дорог более дорогостоящим по сравнению с типичной ситуацией – увеличение составляет около 12%.

На стоимость кардинально влияет необходимость сооружения большого количества тоннелей и мостов, что и является определяющим фактором. В частности, если трасса на 10% состоит из тоннелей, то стоимость ее строительства возрастет на 23%. Кроме того, на примере Австрии и Швейцарии эксперты утверждают, что последующее обслуживание горных трасс обходится на 20–50% дороже дорог, расположенных в обычных условиях.

В свою очередь, по данным дорожного департамента американского штата Арканзас за 2009 год, строительство 1 км четырехполосной трассы, пролегающей через горную местность, стоит $7,6 млн (около 235 млн рублей), в городских условиях – $6,4 млн, а в условиях загородной местности — $5 млн. Кроме того, в Арканзасе стоимость двухполосной дороги в условиях разной местности выглядит следующим образом: $2,3 млн – в городе, $2,18 млн – в горах и $2,03 млн – за городом.