Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Конвейер грезит пятидневкой

Как работает завод Peugeot Citroen Mitsubishi в Калуге

В разгар экономического кризиса на автозаводе «ПСМА Рус» в Калуге стали собирать заметно меньше моделей. В Mitsubishi отказались от локального производства внедорожника Pajero Sport и будут импортировать его в Россию из Таиланда. Завод и так работает в режиме четырехдневки, а вскоре сборка Outlander перейдет на одну смену вместо двух. Как живется сейчас российским и иностранным сотрудникам завода, выясняла «Газета.Ru», пообщавшись с ними прямо у конвейера.

Более чем из трех тысяч сотрудников предприятия «ПСМА Рус» (Peugeot, Citroen, Mitsubishi) в Калуге свои места на данный момент сохранил всего лишь 1381 человек. Массовые сокращения, вызванные экономическим кризисом и падением спроса на автомобили, прокатились по заводу в последние полтора года. Все, кого пришлось уволить, получили выплаты в размере пяти окладов. Об этом рассказал главный исполнительный директор завода «ПСМА Рус» Йошия Иннамори во время визита журналистов на предприятие.

Сейчас с конвейера в Калуге сходят всего три модели: внедорожник Mitsubishi Outlander, а также седаны Peugeot 408 и Citroen С4.

До недавнего времени здесь же собирали и Mitsubishi Pajero Sport. Но с выходом нового поколения модели руководство компании решило импортировать ее в Россию из Таиланда и пока не инвестировать в ее локализацию. В целях оптимизации до 31 июля завод работает четыре дня в неделю. Корреспондент «Газеты.Ru» пообщалась с сотрудниками во время экскурсии по заводу и узнала, как они пережили сокращения, как используют лишний свободный день и можно ли найти достойную подработку в Калуге.

Кто работает в Калуге

По итогам января–февраля текущего года продажи Mitsubishi упали на 50%, до 3258 единиц. У Citroen они просели на 35%, составив 559 автомобилей, а у Peugeot падение составило 44% — 447 проданных автомобилей. Тем не менее любой попавший на завод «ПСМА Рус» может видеть, что предприятие действительно работает. Во всяком случае пока выпуск автомобилей продолжается. Сборка в просторных чистых цехах идет полным ходом, жизнь кипит, никаких намеков на уныние и пустые конвейеры.

Рабочие в серо-голубой фирменной одежде приветливо улыбаются. Большинство охотно рассказывает о своей жизни.

Первым делом замечаешь, что среди рабочих много женщин — их тут 40%. Есть на заводе и немало иностранцев. Французскую и японскую речь можно запросто услышать в столовой. Вот в очереди за сосисками в тесте и кофе молодой француз что-то экспрессивно объясняет коллеге, которая его понимает, но отвечает на английском. По словам господина Иннамори, полностью заменить персонал на россиян не получится. Однако число французов было существенно уменьшено — сейчас на постоянной основе их только двое, есть также те, кто приезжает время от времени. Такое сокращение было сделано согласно изначальному плану PSA — обучить российских сотрудников и сделать их менеджерами.

Что касается японцев, то во многом их система работы устроена так, что не все наши соотечественники могут в нее вписаться из-за особенностей в управлении и общении. Поэтому их число на заводе снижаться не будет — сейчас здесь трудятся 16 японских специалистов.

Но в работе по непосредственно сборке машин заняты, конечно, только россияне. Мимо на небольших погрузчиках снуют сотрудники-логисты. Улыбчивый мужчина лет 35 притормаживает около меня и охотно рассказывает, что работает на предприятии уже четыре года. «Сейчас мы все работаем на 2/3, то есть пятница у нас свободна, — рассказывает логист. — Многих уволили, практически всех, кто работал на временных контрактах. У меня же контракт постоянный. Сейчас я в среднем могу заработать 27 тыс. рублей. Конечно, это не так много, но для города зарплата все равно достаточно высокая. И платят стабильно, никаких перебоев.

Раньше можно было заработать и побольше, например поработать дополнительную смену, но сейчас о таком можно только мечтать. В пятницу можно поехать потаксовать — пожалуй, это самая распространенная в городе подработка».

Следующее знакомство — оператор на конвейере по имени Елена. Симпатичная улыбчивая брюнетка в перчатках внимательно проверяет кузов автомобиля на предмет дефектов. «Я работаю тут четыре года, — немного смущаясь, рассказывает она. — Моя профессия мне нравится, она не такая уж и сложная для девушки. А вот денег, конечно, не хватает.

Тому, что я меньше теперь тружусь, радуются только мои дети — теперь я с ними провожу больше времени».

Уже полностью собранные автомобили тщательно осматривают другие сотрудники, которые в случае обнаружения дефектов или недочетов занимаются их устранением. Подтянутый молодой человек лет 30 со вздохом рассказывает, что на заводе все-таки стало пустовато: «Уволили многих, приходится таксовать. Другую работу в городе найти можно, но платят там куда меньше. Так, сотрудники ретуши, которые подкрашивают автомобили в случае необходимости, могут получать 35 тыс. рублей».

Очередным моим собеседником становится Тонабэ-сан, один из японских менеджеров, в обязанности которого входит в том числе контроль качества. Он приехал в Калугу три года назад.

«Когда я узнал, что меня переводят в Россию, то сначала очень испугался, — рассказывает он во время нашего знакомства с испытательной площадкой завода, где готовые автомобили тестируют в реальных жизненных условиях.

— Я думал, что тут опасно, как в Советском Союзе. Но оказалось все не так, люди очень приветливые, тут хорошо.

Моя семья осталась в Японии, и я летаю к ним три раза в год: на новогодние праздники, на майские выходные — мы зовем эти дни «Золотая неделя», и еще в августе. Они ко мне не прилетают — дети учатся, жена работает, но постоянно расспрашивают, как же мне тут живется. Делать в Калуге особенно нечего, не могу сказать, что я хожу куда-то развлекаться. Есть пара японских ресторанов, куда можно заглянуть, но там не так вкусно, как дома. Со всеми коллегами я общаюсь хорошо, всегда чувствую их поддержку и понимание, но вот по-русски знаю лишь несколько слов. Иногда я езжу в Москву на шопинг — потом очень много вещей привожу домой».

После беседы ко мне подъезжает новенький Outlander — за рулем водитель-испытатель Юрий. Он на заводе работает четыре года, три из которых ушли на обучение и стажировку. На Юрии лежит большая ответственность: именно он проводит выборочный финальный контроль сошедших с конвейера автомобилей. После его инспекции машины либо отправляются на погрузчик и дальше к дилеру, либо уходят на доработку. Вместе мы выезжаем на полигон, где он ловко гоняет внедорожник по открытым участкам и дорожным неровностям.

«По специальности я учитель физики, — рассказывает Юрий. — Но получилось так, что тестирую автомобили. У моего отца был старенький Mitsibishi L200, потом я по его следам купил уже новый. Здесь тестирую все, что производят на заводе. Прохожу все препятствия, слушаю, есть ли шумы, скрипы, — в общем, проверяю готовность автомобиля. Всего на этой должности у нас числится шесть человек. Недочеты обнаруживаются крайне редко — чаще всего их находят другие ответственные люди еще до того, как автомобиль попадает в мои руки. Сейчас в день выборочно я проверяю около десяти машин. Конечно, раньше, когда производство было интенсивнее, тестировал куда больше.

Работа отличная, но как же хочется побольше новых проектов, новых моделей. А то ездишь все время на этих трех. Вот бы Mitsibishi Lancer на трек, желательно Evolution.

Но и то, что сейчас тестирую, конечно, нравится. Один Outlander чего стоит, настоящий внедорожник. Их ведь сейчас почти не осталось».

Рабочие хотят пятидневку

По пути с трека до проходной на стене висит большой плакат, повествующий о жизни завода. Судя по недавним встречам с профсоюзом, больше всего сотрудников волнует возможность перехода обратно на пятидневный график. По опубликованному ответу руководства можно понять, что в облегченном режиме предприятие будет функционировать минимум до 31 июля. Также беспокоит рабочих вопрос о продлении временных контрактов. На это в отделе логистики ответ скорее положительный: «Это возможно, но будет зависеть от объемов производства».

Напомним, что некоторое время назад именно по этой причине возник конфликт между руководством и сотрудниками завода, которых приняли на работу по срочным договорам. Тогда руководитель местной ячейки независимого профсоюза Дмитрий Трудовой рассказывал «Газете.Ru», что на предприятие предпочитали набирать «срочников», чтобы сократить их в удобный момент, а с некоторыми сотрудниками не заключали долгосрочных договоров, продлевая их по два-три раза. Сейчас, по словам главного исполнительного директора завода «ПСМА Рус» Йошия Иннамори, предприятие по-прежнему практикует два вида контракта — постоянный и временный. Число тех, кто работает по краткосрочному контракту, гораздо меньше.

Те же люди, о которых шла речь, они не были уволены, у них закончился контракт, который просто не продлевался. Когда вы приходите в компанию и подписываете контракт, это значит, что вы соглашаетесь с предложенными условиями.

Сейчас, когда сотрудник впервые приходит на завод, то сначала с ним подписывается временный контракт, а по истечении испытательного срока — постоянный.

В официальном профсоюзе завода «Газете.Ru» рассказали, что примерно половина сотрудников входит эту в организацию.

«У людей не зарплата упала, а снизился доход из-за перехода на четырехдневку, — рассказал зампредседателя профкома Алексей Жуков. — Раньше можно было подзаработать, выйти в субботу. А сейчас у нас сборка Outllander будет вестись не в две смены в день, а в одну. Когда мы работали в полную смену, не все хотели этого делать. Кто-то уходит, находит места получше. Но крупные предприятия в автокластере находятся в такой же ситуации, как и мы. Так что работа есть, но она низко оплачивается, да и условия труда на старых промышленных предприятиях намного хуже, чем у нас».

Напомним, что калужское предприятие начало производство автомобилей в апреле 2010 года — 70% завода принадлежит альянсу Peugeot–Citroen, а 30% — Mitsubishi.

Размер совместных инвестиций в создание завода составил €546 млн. За все время его существования здесь собрали 104 923 автомобиля.

При полной загрузке завод может выпускать около 160 тыс. машин в год. Крупноузловую сборку (SKD) начали в 2010 году, а к 2012-му завод перешел на более технологичную мелкоузловую сборку (CKD), позволяющую выпускать автомобили с глубоким уровнем локализации. Согласно договору, подписанному с правительством России в рамках постановления №166, к началу 2016 года уровень локализации продукции должен был достичь 20%, но на данный момент этот показатель составляет 30%.

Новости и материалы
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Все новости