Мать-героиня спасет автопром

Минпромторг намерен получить 60 млрд рублей на поддержку российского авторынка

После нескольких лет спада правительство РФ ожидает в 2017 году рост автопроизводства в стране на 3–7%. При этом объем господдержки отрасли снизится более чем вдвое — до 60 млрд руб. Минпромторг приготовил новые программы поддержки, которые затронут не весь рынок, а отдельные сегменты потребителей.

В Минпромторге РФ впервые в этом году озвучили конкретные планы по ситуации в автопроме на 2017 год. Профильный замминистра Александр Морозов заявил, что, по планам ведомства, рост производства должен составить от 3 до 7%.

«Да, мы ожидаем в следующем году роста производства, исходя из текущих экономических реалий. Исходя из нашего сегодняшнего подхода, с учетом, как я уже сказал, заявленных новых программ и конвертации в новые адресные программы, мы считаем, что можем рассчитывать на рост производства в автопроме», — заявил Морозов в Тольятти в среду.

По словам Морозова, в 2017 году должен значительно возрасти экспорт продукции автопрома и автокомпонентов. «Мы надеемся, что это не менее 25–30%», — отметил Морозов. Оптимизм ведомства связан с затратами на эту сферу — как недавно стало известно, расходы на поддержку экспорта в 2017 году составят около 6,5 млрд руб., что вдвое больше, чем в нынешнем году.

В целом же на поддержку отрасли государство планирует потратить около 60 млрд руб., что значительно меньше, чем в этом году — около 140 млрд руб. Деньги, как и раньше, пойдут на различные программы поддержки, которые помогут сделать автомобиль доступнее и в конечном итоге поднять продажи. Окончательная смета расходов еще не утверждена — предложения ведомства, по словам Морозова, находятся на согласовании в кабинете министров.

«Процедура, связанная с формированием бюджета на следующий год, находится в процессе реализации, мы сделали соответствующую заявку, и мы надеемся, что в процессе формирования федерального бюджета мы получим поддержку», — пояснил он.

Морозов повторил тезис о новом принципе господдержки отрасли, который месяц назад озвучил глава министерства Денис Мантуров. Тогда он сказал, что ведомство планирует финансировать меры, направленные не на поддержание рынка в целом, как, например, программа льготного автокредитования, а на отдельные группы потребителей.

«Мы в следующем году планируем изменить комплекс мер поддержки, которая будет оказан автопрому в целом, включая не только автопроизводителей, но и производителей автокомпонентов. Соответственно, мы планируем, что программа обновления парка, которая шла уже три года, трансформируется в ряд новых программ, которые нацелены на конкретные сегменты потребителей», — отметил замминистра.

О нескольких таких программах в Минпромторге на публичном уровне рассказали впервые. В частности, одна из целевых программ называется «Первый автомобиль».

«Сегодня не секрет, что у нас большинство молодых водителей, получивших права и в первый раз покупающих автомобиль, выбирают в большинстве своем автомобиль со вторичного рынка, зачастую иномарку. Я считаю, что нужно стимулировать нашу молодежь приобретать в качестве первого автомобиля российскую машину с большой составляющей российских компонентов. Поэтому наша задача как государства сделать этот автомобиль доступным», — рассказал замминистра.

Одна из программ поможет приобрести машину многодетным семьям. «Мы проанализировали с Министерством труда России общую автомобилизацию многодетных семей — она действительно имеет очень высокий потенциал для роста. Поэтому мы совместно с министерством вышли с предложением в правительство РФ запустить адресную программу стимулирования спроса», — рассказал Морозов.

Еще одна предлагаемая министерством программа называется «Российский тягач».

«Мы проанализировали парк тягачей, которые осуществляют основные автомобильные грузовые перевозки, и увидели, что у нас большое количество подержанных иномарок покупается нашими предприятиями, в первую очередь малого и среднего бизнеса. При этом у нас сегодня нашими российскими производителями (например, КамАЗ, ГАЗ) сделаны достаточно большие инвестиции, они выпускают очень современные машины, — отметил Морозов. — Чтобы стереотип сломать, дать возможность людям покупать российские современные высокотехнологичные машины, мы обратились в правительство РФ с инициативой запустить соответствующую программу стимулирования спроса».

Стоит отметить, что, несмотря на солидную господдержку, российский авторынок по-прежнему последовательно сокращается.

За девять месяцев с начала года уровень продаж новых легковых машин упал почти на 15%, едва превысив показатель в миллион автомобилей. Хотя в последние месяцы темпы падения продаж замедлились.

Оптимистичный прогноз Минпромторга во многом обусловлен не только возможным оживлением экономики, но и эффектом «низкой базы» — производство и продажи машин в стране за последние годы настолько упали, что даже локальный потребительский всплеск способен заметно улучшить статистические показатели.