Трезвые и живые: российские водители бьют рекорды

ГИБДД отчиталась о снижении смертности на дорогах за полгода

В первой половине 2018-го года на российских дорогах погибли около 7 тысяч человек, что ощутимо меньше, чем годом ранее, выяснила «Газета.Ru». Почти наполовину снизилось количество жертв ДТП по вине пьяных водителей. Главной причиной возникновения автомобильных аварий остаются всевозможные нарушения ПДД самими водителями. Не соблюдают правила и россияне, и иностранцы.

За первые шесть месяцев 2018 года в России произошло 69 656 ДТП с пострадавшими и погибшими. Такие данные содержатся в статистике ГИБДД, которая имеется в распоряжении «Газеты.Ru».

За это время на дорогах погибли 6 974 человека, а ранения получили 88 599 человек.

Для сравнения, за аналогичный период 2017 года произошли 71 273 автокатастрофы: количество погибших на дорогах за этот период составило около 7 572 людей, а количество раненых — почти 91,2 тыс.

Таким образом, как и в предыдущие годы, с начала 2018-го сохраняется тенденция на постепенное снижение трех основных статистических показателей: количества аварий, а также погибших и пострадавших в них.

Подавляющее большинство аварий традиционно продолжают происходить из-за нарушения ПДД самими водителями — происшествий по такой причине зафиксировано 61 337. Из них 2 626 раз ПДД нарушали водители автобусов — это привело к гибели 103 человек, еще 3,9 тыс. людей получили ранения.

ДТП с мотоциклистами в Госавтоинспекции зафиксировали 1 751 — в них погибли 199 человек. Наездов на велосипедистов произошло 1 969, в них лишились 95 человек.

Аварии с водителями-иностранцами гаишникам пришлось оформлять 2 395 раз, в них погибли 246 человек. В подавляющем большинстве случаев речь идет о приезжих из ближнего зарубежья. Так, находившиеся за рулем граждане стран СНГ попадали в аварии 1 998 раз, такие события унесли 195 жизней. ДТП с пешеходами происходили 20 938 раз, что обернулось гибелью 1 931 человека.

Нередко, а именно в 7 649 случаях водители уезжали сразу после ДТП, многие из которых оказывались смертельными. При этом большинство нарушителей инспекторам удалось установить и задержать уже в течение первых суток.

161 встреча с животными на дороге во время автомобильной поездки для 17 человек оказалась смертельной.

Более чем в 30 тыс. случаях сотрудники ГИБДД при оформлении аварий фиксировали также и нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. А тот факт, что водители не следили за техническим состоянием своих транспортных средств, 2 652 раза привел к авариям, причем в 388 случаях — к смертельным.

Отдельную статистику по смертельным ДТП, произошедшим из-за выезда водителями на встречную полосу, «Газете.Ru» предоставили в экспертном центре «Движение без опасности», где подвели итоги социальной кампании «Повод для обгона». Так, с января по июнь включительно в 2018 году произошли 5 874 таких аварий (-21%) — в них погибли 1 868 человек (-19,2%). Наиболее проблемными регионами по этому показателю стали Брянская область, Коми и Приморский край. А реже, чем в других регионах, рискуют выезжать на встречную полосу в Ульяновской, Тюменской и Иркутской областях.

Резко продолжает снижаться количество погибших в пьяных ДТП. Так, если по итогам первого полугодия 2017 года по вине нетрезвых автомобилистов произошло 6 295 ДТП, в которых погибли 1 860 человек, то в 2018 году произошло 5 547 ДТП с пьяными водителями (-13%), которые унесли жизни 1 279 человек (-44%).

Несмотря на общее оздоровление ситуации на дорогах России, перед ГИБДД в настоящее время стоит амбициозная задача — стремиться к нулевой смертности на дорогах и занять по этому показателю лидирующие строчки среди европейских стран.

Для реализации этой цели в начале года была утверждена стратегия безопасности дорожного движения в России до 2024 года. Согласно ее ключевому показателю, смертность на дорогах страны к концу срока действия программы должна снизиться до 20 тысяч человек в год. Фактически на эту цифру вышли еще в 2016 году: тогда в России произошло 173 694 ДТП, в которых погибли 20 308 человек. В 2017 году, по данным МВД, в России произошло более 168 тыс. ДТП, в которых погибли почти 19 тыс. человек (это на 6,5% меньше, чем в 2016 году).

Реализация новой стратегии рассчитана на два этапа. При этом, как ранее говорил «Газете.Ru» глава ГИБДД России Михаил Черников, отдельного финансирования под нее на первом этапе не понадобится — поставленные задачи будут решать за счет средств, уже выделенных на ФЦП. В 2018-2020 годах остаточная сумма составит 4,2 млрд руб. Обозначены только основные ориентиры и так называемый показатель социального риска, по планам составляющий не более четырех погибших на 100 тыс. населения.

С учетом того, что в 2017 году этот показатель составил примерно 13 погибших на 100 тыс. человек (население 146,8 млн человек), то к 2024 году этот показатель должен упасть более чем в три раза. Для сравнения, в Швейцарии этот показатель составляет 2,7, Великобритании — 2,8, Испании — 3,6, Германии — 4,3.