Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Крокодил» ушел в подполье

Журнал «Крокодил» отказывается от услуг компании «Логос» и становится самиздатом

Журнал «Крокодил» распространил манифест, в котором провозгласил себя свободным от жадных распространителей прессы. Журнал будет распространяться как самиздат. На распространителей издатели бумажных СМИ обижаются давно, но за «Крокодилом» не пойдут.

На первый взгляд манифест «Крокодила» выглядит как очередной розыгрыш. «Философия торговли в нашей стране, несмотря на кажущееся процветание и изобилие, увы, кощунственна, — говорится в манифесте. — Создается впечатление, что основа ее благосостояния — перепродажа краденого и награбленного».

Однако на самом деле журнал в своеобразной форме попытался вскрыть вечный конфликт между издателями и распространителями бумажной прессы. Более того, издание решило поступить радикально и выйти из этой борьбы. «С радостью информируем вас, что с ноября 2007 года сатирический журнал «Крокодил» будет, как обычно, выходить раз в месяц, но не будет продаваться в розничной сети», — гласит манифест «Крокодила».

«Он становится подпольным изданием, которое будет трудно достать».

Причина такого экстравагантного решения проста и знакома всем издателям – рынок распространителей печатной продукции монополизирован и часто неадекватно ведет себя по отношению к издателям. Судя по всему, в «Крокодиле» сложилась критическая ситуация. «Деньги, потраченные читателем на журнал «Крокодил» в супермаркетах «Перекресток», «Ашан» или на бензоколонке BP (между прочим, недешево — от 100 до 149 рублей за экземпляр), достаются не авторам и издателям журнала, а крупному столичному продавцу прессы, компании «Логос» и ее деловым партнерам. При этом компания «Логос» за тот же самый журнал заставляет заплатить еще и редакцию — выходит приблизительно по 47 рублей с экземпляра, просто за место на полке».

Ситуация с точки зрения издателей действительно выглядит абсурдно. «Мы хотим повлиять на систему распространения прессы, — признался «Газете.Ru» автор манифеста, главный редактор журнала «Крокодил» Сергей Мостовщиков. – Торговать журналами и газетами стало невыгодно, распространители продают не их, а место под газеты и журналы. Терпеть это невозможно. Чтобы поставить журнал на одну бензоколонку, нужно заплатить 90 евро в месяц. А их, кажется, 24. Вот и считайте, во сколько это выливается».

По словам Мостовщикова, в результате такой политики распространителей те получают с «Крокодила» гораздо больше денег, чем люди, которые его делают.

Ироничный тон манифеста Мостовщикова вызвал в компании «Логос» агрессивную реакцию. «В ситуации с манифестом журнала «Крокодил» необходимо разобраться, — ответили «Газете.Ru» распространители. — Но уже сейчас можно точно сказать, что заявление непрофессионально, а местами даже абсурдно. Более того, оно содержит порочащую информацию, что дает право обратиться в суд для защиты чести и достоинства ГК «Логос».

Последует ли за манифестом судебное разбирательство между «Крокодилом» и «Логосом», пока неизвестно, но издатели в общем поддерживают «Крокодил» в его негодовании по отношению к Центру дистрибуции прессы (ЦДП) — подразделению «Логоса», которое занимается распространением СМИ в супермаркетах и других сетевых компаниях. «В любом бизнесе монополист — это плохо, — говорит главный редактор журнала «Огонек» Виктор Лошак. – «Логос» — это монополист. У нас с ними отношения складываются нормально.

Но распространители взяли для себя моду считать, что должны участвовать в рекламных прибылях изданий.

Они не тарифицируют свои услуги, а требуют поделиться рекламными доходами. При этом если в Москве и Санкт-Петербурге существуют некий рынок печатной продукции и худо-бедно действующая система распространения, то что происходит в провинции — совершенно непонятно, потому что там монополистом является «Роспечать». Чтобы работать с «Роспечатью» по ее расценкам, надо делать «золотой» журнал, состоящий полностью из рекламы».

По словам Лошака, именно поэтому все крупные издательские дома стремятся создавать свои сети распространения. Другой участник рынка, пожелавший остаться неизвестным, признался, что вообще предпочитает не иметь дело с ЦДП. «Слоган ЦДП – прощаем всем, кому мы должны, — говорит он. – На рынке у них очень плохая репутация. У них завышенные цены, при этом они не любят платить и выполнять свои обязательства».

Конфликт между издателями и распространителями назревал давно. Однако «Крокодил» с тиражом в 20 тысяч экземпляров вряд ли сможет произвести впечатление на распространителей бойкотированием их услуг. А ожидать от других изданий такого же смелого поступка не стоит, поскольку в них не работает Сергей Мостовщиков, известный на медиарынке как человек, создающий не очень рыночные проекты.

По крайней мере, то, что он предлагает, противоречит современным рыночным реалиям.

«Мы будем распространяться проверенным в России революционным способом, — рассказал Мостовщиков «Газете.Ru». – Как газета «Искра» в свое время. Она ведь сумела повлиять на обстановку в стране и разобралась с буржуинами».

Воевать с буржуинами-распространителями Мостовщикову не страшно: он мыслит революционными категориями. «Если нас не будут покупать, ну, умрет журнал честной смертью, — говорит он. – Журналистика очень неблагодарный труд, я, по крайней мере, попытался возродить журнал, который не выходил пять лет. Этот журнал – национальное достояние, и мне кажется важным сохранить бренд «Крокодил» для страны. Тем более что все отечественные бренды умирают, а их заменяет лицензионный продукт».

Мостовщикова можно считать счастливым главным редактором: он имеет поддержку со стороны инвесторов журнала. «Я имею дело с людьми, которые не рассматривают «Крокодил» как нечто, что должно принести сверхприбыль в короткие сроки и наполняться рекламой дорогих брендов», — говорит он. Обвинить Мостовщикова в лукавстве в данном случае сложно – все его медиапроекты были убыточными и концептуальными. Все они запомнились читателям оригинальными макетами и необычным контентом, а медиадеятелям — как некий арт-хаус. В этом бизнесе зарабатывать деньги Мостовщиков никогда не стремился. Другой вопрос, оправдает ли себя попытка «Крокодила» распространяться по принципам самиздата, пусть даже цена на журнал снизится в несколько раз. Если да, то ему удастся не только сохранить бренд «Крокодил», но и возродить традиции времен сталинизма.

Новости и материалы
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Ученые назвали причину внезапных вспышек ярости у собак
Франция не выдает визы вновь назначенным сотрудникам МИД России
ВСУ обстреляли медицинское учреждение в Донецке
Засуха в Ботсване угрожает уничтожить стада вымирающих бегемотов
Во Франции россиянам закрывают банковские счета
Посол Мешков сообщил, что офицеры ВС Франции воюют на Украине
В торговом комплексе в Ставрополье ликвидировали открытое горение
Все новости