Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Порт высших достижений

В России появятся три портовых особых экономических зоны

Минэкономразвития отобрано три портовых особых экономических зоны (ОЭЗ). Две создадут в аэропортах Красноярска и Ульяновска, еще одну – в морском порту Хабаровского края. Местные власти всеми силами пытаются получить ОЭЗ, но не всегда могут обосновать свои претензии на льготы.

Заявки на портовые особые экономические зоны (ОЭЗ) в течение мая рассматривались экспертным советом, выставлявшим баллы по ряду критериев, определенных условиями конкурса. Из 17 заявок, допущенных к конкурсу, комиссия при участии главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, министра транспорта Игоря Левитина и руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосАЭЗ) Андрея Алпатова оставила три. «У нас есть критерии оценки качественных заявок, – заверила Эльвира Набиуллина при открытии конвертов с заявками, – сможет ли портовая зона перевести на себя транспортные потоки, сможет ли она качественно обрабатывать грузы, создать дополнительные мощности, обеспечить интермодальность, создать новые рабочие места».

Портовые зоны будут образованы в аэропортах «Емельяново» (Красноярск) и «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск), а также в морском порту «Советская Гавань» (Хабаровский край).

«Для морских портов создание ОЭЗ является способом привлечения инвестиций для обновления инфраструктуры, — считает аналитик «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина, — для аэропортов в какой-то мере тоже». Напомним, минимальные инвестиции для создания и реконструкции инфраструктуры портовой зоны высоки: для строительства нового порта – не менее 100 млн евро; для создания и развития инфраструктуры аэропорта – не менее 50 млн евро; для реконструкции и развития действующей инфраструктуры — не менее 3 млн евро.

Инфраструктура красноярского воздушного порта, по мнению экспертов, дает возможность принимать воздушные суда всех типов, а также обслуживать их благодаря топливозаправочному комплексу мощностью 400 тыс. тонн топлива в год и грузовому терминалу мощностью 85 тыс. тонн груза в год. Создание портовой ОЭЗ на базе «Емельяново» станет дополнением к реализации проекта развития крупного стыковочного узла в Красноярском крае, благодаря расположению на перекрестке воздушных маршрутов Европы и Азии, что позволит России включиться в борьбу за перераспределение азиатского грузопотока, говорится в сообщении министерства.

Создание портовой зоны потребует 25 млрд рублей, сообщил зам главы департамента внешних связей и инвестиционной политики администрации Красноярского края Сергей Верещагин. По его словам, передает «Интерфакс», 70% суммы придется на частные инвестиции, а остальное поделят между собой федеральный и региональный бюджеты. Реализация проекта к 2020 году будет приносить 7 млрд рублей ежегодных налоговых поступлений, половина из которых поступит в краевую казну. Также благодаря ПОЭЗ будет создано 8 тыс. рабочих мест.

Взлетно-посадочная полоса «Ульяновск-Восточного», в длину составляющая 5,1 км и оборудованная современным свето-сигнальным оборудованием, также способна принять любые самолеты без ограничения взлетной массы. Эта портовая зона получит название «Волга-АвиаКарго» и может обойтись в 20,7 млрд рублей, поделился министр инвестиций и внешних связей Ульяновской области Дмитрий Рябов с агентством РИА-Новости в конце мая. 7 млрд рублей до 2020 года выделит государство (половину – Ульяновская область), а инвестиции резидентов достигнут 13,7 млрд.

Интерес к участию в проекте в качестве резидентов, по словам Рябова, уже проявили «Волга-Днепр», ETIRC Aviation S.a.r.l., «Авиастар-СП» и «РОСТЭК». Аэропорт станет исключительно грузовым «с акцентом на направлениях по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, сборочном производстве легких реактивных самолетов Eclipse 500 и развитии терминально-логистической инфраструктуры в инфраструктуре», — отметил министр. Помимо увеличения грузооборота, ульяновская портовая особая экономическая зона подтолкнет развитие авиаремонтных предприятий города.

«Советская гавань» обязана своей победе в первую очередь географическому расположению: восточный конец Байкало-Амурской магистрали. Согласно концепции, на территории «Советской Гавани» будет создан международный многопрофильный портовый и судоремонтный центр. Здесь выбор, видимо, делался с серьезной оглядкой на будущее. «Существует проект по объединению дальневосточных портов «Ванино» и «Советская Гавань», — напомнил Максим Исаев из Rye, Man & Gor Securities. «Ванино» является крупнейшим Тихоокеанским портом, и для объединения «Совгавани» следует улучшить инфраструктуру, развиться. Особенностью концепции этой портовой зоны станет внимание к развитию судоремонта, а также проекты стивидорных компаний, специализирующихся на перевалке железорудной продукции, контейнерных и прочих генеральных грузов.

«Портовые зоны создаются по двум причинам, — говорит аналитик RM&G Sec, — во-первых, развитие уже успешных портов до международного уровня». Так дело обстоит, например, с «Емельяново».

Вторая причина – необходимость развития территорий, которым трудно получить инвестиции другим способом.

Действительно, инвесторам необходим стимул для финансирования инфраструктуры и прилегающих территорий. По мнению Натальи Сорокиной, программа ОЭЗ направлена на стимулирование (путем создания более благоприятных условий) не только инфраструктурных инвестиций, но и на развитие международных пассажиро- и грузопотоков на определенных направлениях, и решение здесь в любом случае должно быть комплексным.

Поэтому местные власти всеми правдами и неправдами пытаются получить статус ОЭЗ.

Окончательный отбор еще не завершен: как заявлялось ранее, всего будет создано не меньше 5–6 портовых ОЭЗ. Новый конкурс будет проводиться осенью 2008 года, в нем могут принять участие и претенденты, получившие отказ на нынешнем этапе. В сообщении Минэкономразвития подчеркивается, что высокие оценки получили многие заявки на морские порты, однако «выявлена необходимость дополнительной проработки вопросов, связанных с оценкой реальных потребностей для создания внешней инфраструктуры зон, а также решения вопросов статуса земельных участков, включаемых в территорию предполагаемых зон». Вполне возможно, что именно земельные вопросы могут быть главной причиной отказа в создании ОЭЗ — пример Сочи, где выделение земель под олимпийские объекты вызывает массу скандалов, весьма показателен.

Новости и материалы
Директор Носкова рассказал о планах на концерты артиста после госпитализации
Путин поздравил кабмин с наступающим Днем Победы
Пункт переработки древесины загорелся в Иркутской области
Сестра Фриске продает кафе на Шри-Ланке
В ЕС Telegram назвали онлайн-приютом для дилеров и экстремистов
В МИД РФ объяснили вызов посла Британии
Китай заявил о готовности работать над разрешением конфликта на Украине
Черчесов назвал самую большую сумму, на которую он штрафовал футболиста
Путин сообщил, что оппоненты РФ совершали попытки развалить страну изнутри
Американский генерал заявил, что без Крыма у Украины нет будущего
«Будет необычный ход»: политолог о поиске альтернативы Зеленскому
В Новой Москве во время конфликта мужчина поджег знакомого в подъезде
Стали известны слова Путина уходящему правительству
Россиянок предупредили о новом виде мошенничества от имени фотостудий
ВЦИОМ: около 80% россиян считают, что Путин сможет обеспечить стабильность в стране
Путин: Россия переживает историческое время
В Новосибирске подросток ворвался с ножом в храм накануне Пасхи и ранил охранника
Экспорт российских нефтепродуктов вырос вопреки санкциям Евросоюза
Все новости