О намерении ряда американских авиакомпаний перенести поставки заказанных самолетов на более поздний срок написало влиятельное издание The Wall Street Journal (WSJ). Причиной стал непредсказуемый рост цен на нефть и, соответственно, на авиационное топливо. Это приведет к переносу и даже отмене значительной части заказов гигантов авиастроения Airbus и Boeing.
В числе перевозчиков, отложивших получение заказов и планирующих сделать это в ближайшее время, фигурируют JetBlue Airways, AirTran, Delta AirLines, Southwest Airlines. Все это авиакомпании США, что во многом объясняет возникшие у них проблемы выкупа заказанных лайнеров. Напомним, что на американских авиакомпаниях кризис, наступивший в мировой индустрии авиаперевозок после трагедии 11 сентября 2001 года, отразился сильнее всего.
Спад пассажироперевозок в США продолжается до сих пор.
Естественно, это сказывается на финансовом благополучии авиакомпаний.
С точки зрения авиастроительных корпораций, мировой топливный кризис сначала лишь увеличил количество заказов на новые лайнеры. В первую очередь речь идет, разумеется, об экономичных самолетах, потребляющих значительно меньше топлива. Так, в течение последних трех лет портфель заказов на экономичные самолеты Boeing и Airbus вырос примерно на 7000 штук. В результате суммарная оценка заказов превысила $500 млрд, а работа заводов расписана на три года вперед, отмечает WSJ.
Для стоящих в очереди на поставки переносы сроков американскими компаниями будут означать скорейшее получение собственных заказов. Правда, это не слишком существенно сократит ожидание: заказы уже принявших решение авиакомпаний пока не превышают сотни самолетов. По сравнению с общим числом заказчиков количество не выглядит впечатляющим.
В свою очередь европейские и российские авиакомпании продолжают ожидать заказов. Неделю назад «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию новый лайнер А-320, в текущем году авиакомпания ожидает поставок от производителя еще восьми самолетов этого типа.
Европейские перевозчики также предпочитают в первую очередь решать проблемы бизнеса за счет сокращения рабочих мест или отмены ряда сделок, но обновление воздушного парка оставляют неизменным.
На фоне рекордного спроса на экономичные самолеты оба производителя заявляют, что отмена части заказов не повредит бизнесу и снизит напряженность графика поставок. «Пока мы не видим каких-либо отказов от поставок, — отмечает глава коммерческого отделения Boeing Скотт Карсон. — Однако у нас есть пара перевозчиков, которые изъявили желание перенести поставки с 2008 года на более поздний срок».