Американская розничная компания IGA в четвертом квартале 2008 года начнет экспансию в Россию в рамках расширения своего глобального присутствия. Партнером американской компании в России стала торговая компания «Мегаполис», входящая в группу «Меркурий», говорится в официальном сообщении двух компаний. В результате договоренности «Мегаполис» в течение пяти лет сможет выдавать франшизу независимым российским ритейлерам и исключительные дистрибьюторские права на продукцию IGA.
В числе активов «Меркурия», крупнейшего российского и одного из самых крупных в мире дистрибьюторов продукции FMCG (табачная продукция, бакалея, напитки), уже есть проекты в рознице. В начале 2008 года «Меркурий» купил около 50% российского ритейлера «Дикси». Будут ли обе розничные компании сотрудничать в рамках соглашения с IGA, пока неизвестно; в «Дикси» от комментариев отказались. Однако, «теоретически, «Мегаполис» может добиться положительного эффекта синергии нового бизнеса с уже подконтрольной ему сетью «Дикси», считает аналитик «Финам Менеджмента» Максим Клягин.
В целом, «Меркурий» работает по четырем основным направлениям - дистрибуция и логистика, ритейл, тяжелая промышленность, производство и добыча полезных ископаемых. «Новое партнерское соглашение ТК «Мегаполис» и IGA сулит громадные перспективы успешного развития обеим сторонам, — заявил владелец «Меркурия» Игорь Кесаев Trading Markets. —
Главную выгоду извлекут российские покупатели, так как в их распоряжении окажется огромное множество всемирно известных брендов».
Став партнером IGA, российский «Мегаполис» получит возможность усовершенствовать отношения с ведущими мировыми производителями товаров, например, с Coca-Cola, Procter&Gamble и другими, уточнил вице-президент по корпоративным коммуникациям группы «Меркурий» Роберт Мэй. Кроме того, с мастер-франшизой IGA группа фактически начнет развитие относительно нового для себя формата «супермаркет», считает Клягин: компания обеспечит «мультиформатность своего розничного бизнеса, что является весьма положительным фактором — наличие торговых объектов различных типов позволяет обеспечивать более динамичный рост потребительского трафика за счет охвата всех социальных ниш».
Выход на российский рынок по схеме франчайзинга для иностранной розничной компании — наименее рискованный путь, считают и российские аналитики. «Использование схемы франчайзинга, в принципе, позволяет иностранному оператору существенно нивелировать рискиraquo;, — рассуждает аналитик «Финам Менеджмента». — Компания фактически не несет экономических затрат при выходе в новый для себя регион и вместе с тем может в среднесрочный период получить определенную экспертизу, знание рынка, а также создать заметный уровень узнаваемости бренда».
Невысокий уровень риска при использовании схемы франчайзинга может дать IGA преимущество перед остальными иностранными розничными компаниями, в последние несколько лет активно выходящими на российский рынок, в основном самостоятельно — такими как Auchan, IKEA, Metro.
Через покупку российского конкурента пытается выйти на российский рынок американская розничная компания Wal-Mart: наряду с Carrefour и инвестфондом TPG Capital она претендует на сеть гипермаркетов «Лента».
«Даже несмотря на текущую, весьма нестабильную ситуацию на финансовом рынке, российский розничный сектор, с фундаментальной точки зрения, остается привлекательным для инвестиций», — отмечает Максим Клягин.
Компании IGA принадлежат 4400 магазинов в 44 странах мира, 36 дистрибьюторских компаний и 55 производственных подразделений, по данным самой компании. IGA лидирует на рынках Австралии, Карибских островов, Китая, Индонезии и Сингапура. За 2007 год объем розничных продаж IGA превысил $21 млрд.