Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация) с 17 октября перестанет обслуживать девять региональных авиаперевозчиков, задолжавших за аэронавигационное обслуживание. В сообщении ведомства в качестве основных должников перечислены «Интеравиа» (долг составил 19,19 млн рублей), «Дальавиа» (18,38 млн рублей), «Омскавиа» (4,93 млн рублей). Также в список включены авиакомпании «Тесис» (837 тыс. рублей), «Выборг» (260,88 тыс.), «Аэрощит» (10,53 тыс.), Иркутский АСК РОСТО им. В. М. Безбокова (9 тыс.), Улан-Удэнский авиационный завод (3,98 тыс.), Бугурусланское летное училище (1,4 тыс.).
Ведомство уверяет, что неоднократно обращалось к руководству компаний, напоминая о необходимости погасить долги. Выплаты не были осуществлены. «В соответствии с действующим законодательством для авиаперевозчиков, имеющих просроченную задолженность за аэронавигационное обслуживание, установлены следующие последовательные санкции: предупреждение, ограничение на обслуживание чартерных рейсов и запрет на обслуживание всех рейсов», — объясняет Росавиация свои действия в пресс-релизе.
«Омскавиа», входившую с альянс AirUnion, отказ Росаэронавигации ничуть не пугает, гасить долги она не собирается.
«Да, мы знаем о своей задолженности, — цитирует РИА «Новости» финансового директора «Омскавиа» Наталью Турышеву. — Сейчас основные наши средства идут на выплаты компенсаций пассажирам за отмененные рейсы и на выплаты зарплат работникам. Росаэронавигации в ближайших планах (выплаты средств) нет». Отсутствие услуг Росаэронавигации вызвало бы больше проблем, если бы компания выполняла полеты. Однако 30 сентября у компании закончился срок свидетельства эксплуатанта и рейсы она больше не выполняла. 5 октября Росавиация объявила о приостановлении для «Омскавиа» сертификата на полеты.
Не пугают действия Росаэронавигации и авиакомпанию «Дальавиа». Причина та же: «отказ в обслуживании означает, что самолетам не дадут разрешения на вылет, «Дальавиа» это никак не угрожает, потому что мы из-за кризиса и так никуда не летаем», говорят в компании. Около месяца назад банковские счета «Дальавиа» были арестованы по решению суда из-за долгов базовому — Хабаровскому — аэропорту и топливно-заправочному комплексу.
После этого сразу была прекращена дальнейшая продажа билетов на рейсы, а доставкой уже купивших билет пассажиров занялась авиакомпания «Владивосток авиа».
Из-за долгов аэропорту Домодедово прекратила летать и продавать билеты также «Интеравиа». Росавиация уже потребовала от компании с 26 октября приостановить продажу билетов, также ведомство проводит проверку компании на предмет соответствия требованиям сертификата эксплуатанта.
Росаэронавигация регулярно публикует перечни должников. В разные периоды туда попадали «Домодедовские авиалинии», «ВИМ-Авиа», UTair, «Аэрофлот-Норд» и многие другие. Впрочем, столь же регулярно эти долги оплачивались сразу после вынесения предупреждения.
Эксперты даже не считали долги в пределах 5–10 млн рублей существенными для взыскания, считая, что это небольшие суммы в рамках бизнеса авиакомпаний.
Сегодня ситуация на рынке кардинально изменилась, упомянутые суммы стали критичными для компаний, стоящих на грани банкротства. Многие из них фактически прекратили функционировать, таким образом, взыскать с них долги без судебного вмешательства Росаэронавигации будет затруднительно.