Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Сименсу» дали по лапе

За взятки Siemens отлучена от проектов ВБ и обязана выплатить $100 млн на борьбу с коррупцией

За дачу взяток российская «дочка» Siemens отлучена от проектов Всемирного банка на четыре года. Кроме того, немецкому концерну предстоит выделить $100 млн на борьбу с коррупцией. Без взяток иностранному бизнесу в России обойтись непросто, констатируют эксперты.

Всемирный банк пошел на мировую с немецким концерном Siemens. Его российский филиал обвинялся в коррупции, теперь концерн готов взять на себя обязательство заплатить $100 млн в следующие 15 лет, чтобы поддержать антикоррупционную борьбу. Кроме того, Siemens и все ее дочерние и аффилированные компании в течение двух лет не смогут принимать участие в проектах, финансируемых Всемирным банком. А

российское представительство Siemens Russia не сможет участвовать в проектах Всемирного банка четыре года.

Это стало результатом выявленных в ходе расследования ВБ фактов коррупции при реализации проекта под названием «Развитие транспортной инфраструктуры Москвы», финансировавшегося ВБ. По версии банка, компания с 2004 по 2006 годы заплатила $741,4 тысячи взяток чиновникам за участие в проекте по разработке и организации автоматизированной системы управления дорожным движением на Третьем транспортном кольце в Москве. Кроме того, говорилось также о даче взяток при поставках телекоммуникационного и медицинского оборудования в Россию. По оценке высокопоставленных сотрудников самой Siemens, 80% бизнеса по поставкам медоборудования в Россию были связаны со взяткодательством.

Siemens фактически признала свою вину в даче взяток в России

«Мы с удовлетворением ожидаем продолжения сотрудничества с банком в целях искоренения мошенничества и коррупции на наших рынках», говорится в релизе компании. От более подробных комментариев в пресс-службе московского представительства Siemens отказались.

Всемирный банк финансирует проекты, в основном инфраструктурные, в которых в качестве поставщика выступает компания Siemens, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. При этом ВБ придерживается правила тщательно проверять своих клиентов, поскольку он выделяет кредиты на социально важные проекты, говорит руководитель корпоративной практики компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)-право» Александр Ермоленко. Ущерб компании от решения банка будет весьма солидным:

в среднем Siemens ежегодно зарабатывала до $140 млн в год на реализации проектов ВБ.

«Правда, немецкая компания работает у нас не только в рамках контрактов с ВБ. Она также ведёт самостоятельные проекты, финансируемые как самой компанией, так и другими банками, поэтому, само её положение останется стабильным», — считает Баранов.

Обойтись без взяток при ведении бизнеса в России иностранным инвесторам непросто. «Коррупция есть везде, в том числе и в развитых странах. Но

в развитых странах она сосредоточена, в основном, в верхних эшелонах власти, у нас же она везде, начиная от чиновника самого низкого уровня»,

— сетует начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. И это является большой проблемой для реальных инвестиций, потому как ни одно решение, где присутствует чиновничий фактор, практически невозможно без соответствующего вознаграждения чиновнику, откатов, взяток.

Попытки бороться с коррупцией в России, без усилий со стороны международных организаций, особым успехом пока не увенчались. «В механическом плане для борьбы с коррупцией важен принятый Госдумой пакет антикоррупционных мер. Но он решает проблему только на технологическом уровне – это 20–30% от всего масштаба», — говорит председатель комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров. — Дальше должны заработать общественные институты. Ведь чиновники сами не могут бороться с коррупцией». Пока же

можно смело говорить о масштабах коррупции в 5–10% ВВП,

подсчитывает Сусин.

Работать в России без взяток все же можно: многие западные компании отказываются давать взятки российским чиновникам и при этом успешно развивают свой бизнес в России, говорит Ермоленко. Правда развивать его удается до поры до времени. Как раз недавно шведская IKEA «заморозила» инвестиции в России: по ее версии, развитию ее проектов мешала бюрократизация и необходимость взяток, которые компания давать отказывалась. Впрочем, по мнению Федорова, IKEA лукавит. «Там так же, как и в Siemens, давали взятки, но на каком-то этапе перестали», — уверяет депутат.

Малому бизнесу приходится еще сложнее. Крупные компании меньше зависят от необходимости «дать на лапу», поскольку имеют больше возможностей пробить административные барьеры, заручившись поддержкой на уровне министерств, отмечает эксперт ФБК-право.

Новости и материалы
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
У здания калининградского суда подрались участницы процесса
Бывший гендиректор «Ростова» задал острый вопрос РФС
Лесная братва: ученые выяснили, кто из зверей чаще всего промышляет воровством
«Зенит» может вернуть своего бывшего вратаря
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Все новости