Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Реклама свалилась в интернет

Обзор рынка рекламы за 2009 год

Кризис изменил предпочтения рекламодателей: при сокращении бюджетов нужно было сохранить покупательскую аудиторию. Спасением для них стал интернет: при общем падении рекламного рынка в СМИ на 44% здесь наблюдался рост. В 2010 году тенденция сохранится при общем подъеме рынка, прогнозируют эксперты.

2009 год резко перекроил рынок рекламы в СМИ. За первые три квартала падение рекламных доходов на рынке печатных СМИ составило 44%, говорят данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). В среднем центральные газеты и журналы недополучили 44% от показателей 2008 года, подтверждает аналитический центр «Видеоинтернешнл» (АЦВИ) на основе данных TNS Media Intelligence. Наименее пострадали еженедельные газеты: их рекламная доходность снизилась на 20%, наиболее — специализированные рекламные издания, принесшие в 2009 году на 55% меньше денег, чем в 2008-м. Телевидение сократило рекламные доходы на 21%, с 94,5 млрд до 74,5 млрд рублей. В других сегментах рынка ситуация обстоит хуже. К примеру, на рынке наружной рекламы падение составило 42%.

Исключением стали интернет-площадки. Они продемонстрировали рост на 3%, говорят в АКАРе. «Если реклама в глянцевых журналах сократилась на 50–60%, то интернет практически не потерял в доходах, а, по некоторым данным, даже нарастил их», — утверждает гендиректор рекламного агентства AdWatch Андрей Чернышев. Причем это без учета контекстной рекламы, рынок которой тоже растет. «Исследование, проведенное в ноябре 2009 года исследовательской компанией КОМКОН, подтвердило, что интернет-реклама набирает популярность среди рекламодателей. Более половины (56%) участников опроса ответили, что работают в компаниях, размещающих рекламу в интернете. И за прошедший год доля таких респондентов возросла на 21%», — сообщает менеджер по работе со СМИ сервиса размещения контекстной рекламы «Бегун» Александр Беляков.

«Сетевые площадки более эффективны, а в результате кризиса рекламодатели научились считать, что именно работает, а что нет», — объясняет смену предпочтений участников рынка Чернышев.

«Реклама в интернете все еще недооценена как инструмент, каждый день все большее и большее число компаний обнаруживает её преимущества. Плюс аудитория рунета растет, а значит, растет и его значимость как канала коммуникации», — соглашается заместитель генерального директора холдинга «Афиша» Дмитрий Степанов. В этом сегменте «молодая, платежеспособная, растущая аудитория», добавляет вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова. Кроме того, интернет-площадки подразумевают четкие инструменты измерения кампаний, можно отследить буквально с точностью до копейки, как расходовался рекламный бюджет. Также, считает аналитик, соблазняет рекламодателя низкий «порог входа» и, что немаловажно, интерактивность, ведь интернет позволяет контролировать и менять ход кампании в режиме реального времени.

Впрочем, перетекание бюджетов происходит не прямолинейно. «Появилось очень много объединенных компаний, медианосители становятся сложными, — говорит генеральный директор компании «Медиамир» Михаил Гуревич. –

Телевидение, например, транслируется по каналам интернета, и в какие статьи расходов относить рекламу по такому телевидению, пока неясно. В какой-то момент смешение носителей станет глобальным. Мы просто начнем путаться, где интернет, где телевидение».

У многих оффлайновых изданий появляются онлайновые представительства. Это влияет на увеличение бюджетов в интернете. То есть «бумажные издания сами толкают рекламодателей в интернет», говорит Гуревич.

В следующем году ситуация на рекламном рынке в целом станет выправляться, говорят эксперты. Это уже происходит. «Мы начали восстанавливаться с осени. Прогнозы о начале роста подтвердились, изменилось настроение участников рынка, — рассказывает Гуревич. —

Ситуация похожа на ситуацию в ресторанном бизнесе. Клиенты вернулись, но их чек стал поменьше. Вначале кризиса мы вдруг решили, что проживем без маркетинга. Но потом стало понятно, что реклама, вообще-то, двигатель торговли».

Осенью масштабы падения действительно стали сокращаться, подтверждает директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видеоинтернешнл» Сергей Веселов. Так, по его словам, в ноль вышел сегмент рекламы по кабельному телевидению. Оживает и государственное телевидение. Если в конце 2008 года были заморожены многие рекламные проекты, то к концу лета, по данным замдиректора телеканала «Вести» ВГТРК Аскара Туганбаева, появились признаки их восстановления: «Инвесторы поверили, что будет выход из кризиса. В том числе государственные компании стали размораживать проекты и, соответственно, рекламные бюджеты». Ещё одним показателем оживления рынка можно, по мнению Туганбаева, считать и стремление многих игроков перекупить активы: «Сейчас подходящий момент, чтобы покупать игроков, ведь по мере выхода из кризиса будет расти и рынок».

В 2010 году падение рекламных доходов печатных изданий замедлится или остановится, считают эксперты. «Думаю, что в целом рекламный рынок вырастет минимум на 20% в следующем году», — заявляет Гуревич. Прирост же доходности интернет-рекламы ожидается заметный. «Только за счет перераспределения бюджетов, я думаю, сегмент интернет-рекламы получит 5–7%, а общий рост рекламы в интернете в новом году составит порядка 15%», — прогнозирует Чернышев. Наиболее показательным станет, по его мнению, второй квартал.

В первую очередь, по мнению Чернышева, на рынок рекламы вернутся банки и финансовый сектор в целом. А, по мнению Туганбаева, дополнительный толчок рекламному рынку даст создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. «Это откроет новые рынки, приведет к экспансии крупных игроков. Рынки СНГ, я считаю, вырастут на 100–150%. Это очень позитивный рост, я думаю, все должны к нему подготовиться», — считает Туганбаев.

Новости и материалы
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Все новости