Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Транспорт

ИТАР-ТАСС

«Аэрофлоту» пришивают крылья «Росавиа»

Премьер-министр Владимир Путин признал провал проекта «Ростехнологий» — «Росавиа»

Андрей Ковалевский

Премьер-министр Владимир Путин признал провал проекта «Ростехнологий» — «Росавиа». Активы компании будут акционированы и перейдут под крыло «Аэрофлота». Реальных конкурентов у него теперь не останется. Но пользы от такого слияния не почувствует ни «Аэрофлот», ни пассажиры, уверены эксперты.

Авиационные активы «Ростехнологий», доставшиеся им в наследство от обанкротившегося альянса AirUnion, уйдут под крыло «Аэрофлота». Премьер-министр РФ Владимир Путин одобрил предложение Минтранса по акционированию компании ГТК «Россия» и других ФГУПов, находящихся в ведении компании «Ростехнологии», и последующее их слияние с компанией «Аэрофлот». По сути, это означает, что двухлетние мучения «Ростехнологий» с активами AirUnion и попытка создать полноценного конкурента «Аэрофлоту», провалились.

Решение о консолидации активов «Ростехнологий» с «Аэрофлотом» было принято во вторник в ходе встречи Владимира Путина с главой Минтранса Игорем Левитиным. Именно Левитин настаивал на этом плане. А вот сами «Ростехнологии» идти под крыло «Аэрофлота» до последнего не хотели. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов надеялся договориться об альянсе с супругами Филевыми ― Владиславом и Натальей, контролирующими авиакомпанию «Сибирь».

Справка:

Конкурент «Аэрофлота» так и не взлетел

Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов собирался создать из «Росавиа» полноценного конкурента «Аэрофлоту: авиакомпанию с...

В управлении «Ростехнологий» находятся три ФГУПа ― ГТК «Россия», «Кавминводы» и «Оренбургские авиалинии», а также три акционерных общества ― «Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы». Акционирование ФГУПов по плану Минтранса будет проведено в течение 2010 года. После чего «весь этот актив» министерство предлагает «сформировать под совместным управлением и в дальнейшем осуществить слияние с компанией «Аэрофлот».

Левитин объяснил Путину, что такое решение не будет противоречить антимонопольному законодательству. По его словам, на «Аэрофлот», который сегодня в основном концентрируется на международных перевозках, приходится около 15% внутренних перевозок, а после консолидации с активами «Ростехнологий» доля вырастет до 30―35%. «Это вписывается в рамки антимонопольного регулирования, и мы можем с антимонопольной службой подумать, как в будущем эти регулятивные меры постоянно контролировать», ― отметил министр.

«Хорошо. Решение принято. Я с вашим предложением согласен. Приступайте к работе», ― ответил премьер.

«Аэрофлот» к слиянию уже готов. На прошлой неделе авиакомпания, по сути, была национализирована:

частный акционер компании, владелец Национального резервного банка Александр Лебедев, как он сам признался, не без давления государства расстался со своим пакетом акций (25,8%). Правда, по рыночной цене. Теперь часть акций Лебедева, купленных «Аэрофлотом», будет использована для обмена на авиационные активы «Ростехнологий».

Между тем эксперты слияние «Аэрофлота» с авиационными активами «Ростехнологий» считают непродуманным шагом, ждать синергетического эффекта от которого не стоит. «Активы «Ростехнологий» просто растворятся в «Аэрофлоте», ― уверен руководитель консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак.

У «Аэрофлота» есть абсолютно все маршруты, которые есть у перевозчиков «Ростехнологий».

Но самый большой минус в том, что практически все авиакомпании «Ростехнологий» по своему историческому происхождению региональные. Изначально они были заинтересованы развивать бизнес в регионах, там, где исторически базировались. Но у «Аэрофлота» концепция другая. «Что бы ни декларировало руководство авиакомпании, концентрироваться перевозки будут в Шереметьево, где «Аэрофлот» создает свой хаб», ― говорит Рыбак. При этом региональное сообщение на севере-западе, в Поволжье и на Дальнем Востоке будет деградировать.

Возможно, «Аэрофлот» не будет разрушать бизнес региональных перевозчиков и попытается сделать из них полноценных «дочек». «Но есть куда более предпочтительный вариант ― обанкротить эти авиакомпании, отдав долги, а ценные остатки забрать себе», ― считает Рыбак.

Практически все авиакомпании, переходящие к «Аэрофлоту», находятся в катастрофическом положении.

«Флот их разнотипный и неухоженный, и «Аэрофлоту» он не нужен», ― объясняет Рыбак свою позицию. Пожалуй, самый ценный актив ― ГТК «Россия», да и та накопила долгов на несколько миллиардов рублей.

«Альянс с «Сибирью» был бы предпочтительнее, ― уверен Рыбак. ― Это был реальный шанс создать второго окологосударсвенного перевозчика, но конкурирующего с «Аэрофлотом». Конкуренция всегда лучше и для бизнеса, и для потребителя». А так получается, что государственные и окологосударственные активы сольются в одну авиакомпанию, как полагают эксперты, она сохранит все существующие преференции и, очевидно, будет получать дополнительные. Например, «Аэрофлот» уже попросил отдать ему в управление Шереметьево-2, так как построенный им терминал Шереметьево-3 способен обслужить только 9 млн пассажиров, а уже в этом году авиакомпания перевезет 12 млн пассажиров.

Оставшимся частным авиакомпаниям после такой консолидации остается лишь играть второстепенную роль.