Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Транспорт

skinnylawyer/flickr.com (CC BY 2.0)

Полетели как по маслу

Американские авиакомпании запустили первые рейсы на биотопливе

Анастасия Матвеева

В Америке стартовали первые коммерческие рейсы авиакомпаний на биотопливе. Запустить лайнеры на экозаправке решились United Airlines и Alaska Airlines. Биотопливо в 6 раз дороже керосина, но компании рассчитывают на снижение цен с ростом производства. Для российских перевозчиков тенденция не станет актуальной в обозримом будущем.

Американские авиакомпании вслед за европейскими конкурентами переходят на биотопливо. 7 ноября авиакомпания United Airlines осуществила первый коммерческий рейс из Хьюстона в Чикаго с частичным использованием экологичного топлива. Пассажирский Boeing 737-824 был на 40% заправлен биотопливом, предоставленным корпорацией Honeywell, и на 60% обычным авиакеросином.

«Полет подтвердил жизнеспособность проекта по использованию биотоплива, которым в будущем можно будет заменить авиационное топливо, — говорит вице-президент United Continental Holdings Пита Макдоналда. — Мы рады возможности использовать экотопливо на внутренних линиях, регулярные поставки топлива могут начаться уже в 2014 году».

В среду еще один американский перевозчик — Alaska Airlines — планирует осуществить первый из 75 запланированных рейсов на биотопливе. Самолет будет на 20% заправлен «зеленым» топливом.

Материнская компания авиаперевозчика Alaska Air Group Inc. приобрела 28 тыс. галлонов биотоплива у Dynamic Fuels, совместного предприятия Tyson Foods и корпорации Syntroleum.

Биозаправка позволяет сократить выбросы углекислого газа до 80%, за которые авиакомпании тоже платят. Но пока стоимость биотоплива и традиционного керосина несопоставимы. «Биотопливо очень дорогое, примерно в шесть раз дороже традиционного топлива для самолетов», — цитирует The Wall Street Journal слова исполнительного директора Alaska Airlines Билла Эйера. — Остается надеяться, что с развитием отрасли цена снизится». Его компания отдала за каждый галлон (3,7 литра) $17, керосин сейчас стоит $3,11 за галлон.

«Это своего рода роскошь», — подтверждает вице-президент Honeywell UOP Джим Рекоск.

Но рост масштабов производства изменит ситуацию, уверен он. Honeywell UOP разработал способ преобразования несъедобных натуральных масел и отходов в топливо для реактивных двигателей, и их использование не требует модернизации двигателей.

Топливо производится из растительного масла и отходов животноводства с заводов Tyson. Но пока поставки осуществляются только под конкретный заказ. Без гарантированного спроса заводы не будут наращивать объемы производства.

«До того как вкладывать новые средства, мы должны видеть, что это экономически эффективно», — цитирует WSJ слова Боба Эймса, вице-президента Tyson, курирующего возобновляемые источники энергии.

Прогнозный объем рынка биотоплива для авиакомпаний превышает 1 млрд галлонов. Но это предварительные, а не твердые контракты.

Подразделение United Continental Holdings планирует приобрести около 20 млн галлонов экологического топлива начиная с 2014 года. Расходы на него составят 0,6% от всех расходов на топливо.

В настоящее время 7 авиакомпаний летают на биотопливе. По данным «Авиапорта», это KLM, авиакомпания Finnair, мексиканские перевозчики Aeromexico и Interjet, британская авиакомпания Thomson Airways , Air France и немецкая Lufthansa, которая с июля использует 25% биотоплива на маршруте Гамбург — Франкфурт.

«В России о применении биотоплива на авиамаршрутах говорить пока рано, — считает директор по стратегическому развитию центра «Кортес» Павел Строков. — Ни один из видов наборного топлива не получил распространения в связи со спецификой рынка, поскольку Россия — нефтедобывающая страна».

По данным «Кортес», средняя цена за тонну керосина в аэропортах Московского авиационного узла сейчас составляет 27 900 рублей, с начала года прирост составил 4300 рублей за тонну.

В «Трансаэро» от комментариев отказались. В авиакомпании «Сибирь» не смогли оперативно предоставить комментарий. По словам источника в «Аэрофлоте», авиакомпания в настоящий момент не рассматривает возможности летать на биотопливе. «Эта тема пока не актуальна и не до конца изучена. Ни в Америке, ни в Восточной Азии активного внедрения биотоплива нет», — отмечает он.

Аналитик «Открытия» Игорь Краевский считает, что внедрение биотоплива в американских авиакомпаниях — «это имиджевый ход». «Пока стоимость традиционного керосина ниже экологически чистого топлива, использование биотоплива экономически нецелесообразно»,— скепптичен он.