Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Cтоимость акций Sharp стремительно снизилась
Cтоимость акций Sharp стремительно снизилась
Reuters

Япония выключает телевизоры

Бумаги крупнейшего японского производителя электронной техники Sharp просели на 26,97%

Анастасия Матвеева

Корпорация Sharp потеряла 30% стоимости за день. Такого обвала не было уже 40 лет. Инвесторы не верят в способность японских корпораций конкурировать с Apple и Samsung. Возможно, это начало конца бизнеса по производству электроники в Японии, предупреждают аналитики.

Крупнейший японский производитель электронной техники Sharp за одну торговую сессию на Токийской бирже подешевел на 27%. Трейдеры обвалили котировки после объявления о сокращении рабочих мест в компании и увеличении прогнозного убытка по итогам финансового года.

Акции сразу рухнули до 195 иен за бумагу, капитализация составила 294 335 500 млн иен ($3,8 млрд). В ходе торгов акции Sharp проседали более чем на 30%, до 188 иен — до 40-летнего минимума, такого падения японский рынок не фиксировал с ноября 1974 года.

В Sharp не прокомментировали стремительное снижение стоимости компании.

Накануне компания понизила годовой прогноз по операционному убытку до 100 млрд иен. При этом еще в мае компания планирована получить по итогам финансового года прибыль в размере 20 млрд иен. Прогноз по чистому убытку вырос с 30 млрд до 250 млрд иен. Sharp также объявила о сокращении 5 тысяч рабочих мест — впервые с 1950 года.

Компания понизила прогнозные показатели из-за слабого финансового отчета по итогам первого квартала, риска ослабления экономики США, Европы и ряда других регионов и, соответственно, низкого спроса на электронику.

По итогам первого квартала (в Японии он заканчивается 30 июня) чистые продажи Sharp упали на 28,4% — до 458,6 млрд иен. Операционный убыток составил 94,1 млрд иен, а чистый убыток — 138,4 млрд иен.

Продажи LCD-телевизоров принесли 77,7 млрд иен — это на 49,6% меньше чем в аналогичном квартале прошлого года. По итогам первого квартала 2012 года компания продала 1,66 млн телевизоров, что на 49,4% меньше, чем в прошлом году. Продажи мобильных телефонов снизились на 68,4% — до 29,2 млрд иен. Количество проданных трубок упало с первого квартала 2011 года на 63,1%, до 770 тысяч.

По прогнозам компании, в 2012 году продажи телевизоров составят 350 млрд иен, или 8 млн телевизоров, это на 39,8% и 34,9% меньше, чем в прошлом году. Продажи телефонов снизятся на 21,5%, до 240 млрд иен (или на 18,2% — до 6,3 млн устройств).

Крупнейшие японские производители электроники страдают от усиления конкуренции со стороны иностранных компаний, американской Apple и южнокорейской Samsung Electronics. В прошлом финансовом году компании так же отреагировали на укрепление курса иены и природные катастрофы в Японии и Таиланде. По прогнозам экспертов, опрошенных Reuters, три крупнейших производителя телевизоров в Японии — Sony, Panasonic и Sharp — по итогам этого года продадут примерно на 10 млн телевизоров меньше, чем в прошлом году.

По итогам квартала чистый убыток Sony вырос до 24,64 млрд иен с 15,59 млрд иен в первом квартале предыдущего года. Операционная прибыль снизилась на 77%, до 6,28 млрд иен, это ниже прогнозов аналитиков, которые обещали прибыль на уровне 17,6 млрд иен. По итогам года Sony планирует получить операционную прибыль на уровне 130 млрд иен, прогноз аналитиков — 139 млрд иен.

Продажи Panasonic по итогам квартала снизились на 6%, до 1,814,5 млрд иен, операционная прибыль выросла с 5,6 млрд иен в прошлом году до 38,6 млрд иен в первом квартале текущего года. Чистая прибыль корпорации составила 12,8 млрд иен против убытка в 30,4 млрд иен в аналогичном квартале прошлого года.

Но у Sony есть киностудии и игровое подразделение, а Panasonic может компенсировать снижение продаж телевизоров производством аккумуляторов и музыкальных систем для автомобилей. У Sharp меньше возможностей компенсировать убытки в телевизионном подразделении.

«Я не могу строить оптимистичные прогнозы по японским производителям электроники, — скептичен управляющий Bayview Asset Management Co. Ичиро Такамацу. — Я хочу понять, является ли это началом конца. На это уйдет время, но пока я не вижу достаточного количества перспективных продуктов, которые могли бы стимулировать продажи».

«С таким снижением показателей у Sharp вряд ли останется капитал», — скептичен исполнительный директор Myojo Asset Management в Токио Макото Кикучи.

По словам аналитиков, Sharp смог бы нарастить прибыль за счет более дорогих 3D- и LED-телевизоров. «В центре внимания Sharp должно быть расширение своих возможностей, чтобы продавать продукцию на более дорогих рынках», — считает Сатиш Шеле из Frost and Sullivan.