Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Транспорт

Владелец группы ЕСН Григорий Березкин
Владелец группы ЕСН Григорий Березкин
Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС

Березкин спешит на электрички

Владелец группы ЕСН купит подмосковные электрички, если победит владельцев «Аэроэкспресса»

Алина Черноиванова

Акционер группы ЕСН Григорий Березкин может стать совладельцем крупнейшего перевозчика пассажиров электричками — ЦППК. На декабрьских аукционах продается половина компании. Стартовая цена — 1,5 млрд рублей. Его конкурент в борьбе за актив — МПК, связанная с Искандаром Махмудовым и Андреем Бокаревым.

Владелец группы ЕСН Григорий Березкин интересуется покупкой пакета акций «Центральной пригородной пассажирской компании» (ЦППК), сообщил «Газете.Ru» информированный источник. В группе ЕСН комментировать возможное участие в аукционах отказались.

Справка:

Березкин и РЖД

Группа ЕСН Григория Березкина владеет и контролирует ряд предприятий, в том числе связанных с железнодорожным, а также медийным...

В декабре пройдут два открытых аукциона по продаже акций ЦППК: «Российские железные дороги» (РЖД) продают 25% минус три акции; правительство Московской области — 25,333%.

До сих пор основным претендентом на актив считалась «Московская пассажирская компания» (МПК, структура совладельцев «Аэроэкспресса» и «Интегрированных транспортных систем», в числе которых фирмы, связанные с Максимом Ликсутовым, главой департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, а также бизнесмены Искандар Махмудов и Андрей Бокарев).

МПК осенью 2011 года купила 25,333% акций ЦППК у правительства Москвы, заявив о планах по увеличению долю до 75% минус 1 акция. РЖД и власти Подмосковья продают свои доли значительно дороже: стартовая цена 50% ЦППК оценена в 1,54 млрд рублей.

Начальная цена пакета РЖД — 769 млн рублей. Шаг аукциона — 5 млн рублей, за исключением первого шага, который составляет 6 млн рублей. Заявки от участников Транскредитбанк принимает с 14 ноября по 17 декабря. Аукцион пройдет 21 декабря. В ТКБ не раскрыли количество поданных на данный момент заявок. У РЖД остается еще почти 25% акций компании.

Справка:

Что такое ЦППК

ЦППК — крупнейший перевозчик пассажиров электричками. Доля компании в пригородных пассажирских перевозках на Московском...

Открытый аукцион по продаже пакета, принадлежащего московским областным властям, пройдет 26 декабря. Начальная цена этого пакета — 771 млн рублей. Шаг — 38 млн рублей. В июне 2012 года Сергей Шойгу (тогда губернатор Московской области) распорядился приостановить продажу актива, посчитав цену в 771 млн рублей заниженной. Но 20 сентября актив был выставлен на продажу. Организатор аукциона — министерство имущественных отношений Московской области. Получить комментарий вечером во вторник в этом ведомстве не удалось.

Совладельцу ЦППК предстоит в следующие 8 лет реализовать масштабную инвестиционную программу: компании для работы в столичном регионе придется вложить в обновление подвижного состава около 100 млрд рублей, утверждает источник.

Московские власти планируют согласовать с ЦППК «Программу реализации первоочередных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры для улучшения условий городских и пригородных пассажирских перевозок в Московском узле в 2012—2020 годах». Документ предварительно согласован РЖД, правительством Москвы и правительством Московской области. Но для реализации проекта необходимо заключить четырехстороннее соглашение, в том числе с перевозчиком. До проведения аукционов этот вопрос отложен.

Программа развития городских и пригородных перевозок в Москве оценивается в 236,2 млрд рублей. Речь идет о развитии десяти радиальных направлений железной дороги и Московской кольцевой железной дороги (МКЖД).

На МКЖД идут 54,5 млрд рублей, оставшиеся деньги направят на строительство новых главных путей по 10 радиальным направлениям — Ярославскому, Казанскому, Курскому, Савеловскому, Павелецкому, Ленинградскому, Белорусскому, Горьковскому, Смоленскому и Октябрьскому. Реализация проекта позволит ввести дополнительные электрички, увеличив их количество на 30—40%, считают разработчики проекта.

Московское правительство берет на себя финансирование первого этапа работ (около 48 млрд рублей) по четырем приоритетным для города направлениям — Горьковскому, Казанскому, Курскому и Ярославскому. Дополнительные главные пути здесь будут построены к 2015—2016 годам. Схема финансирования строительства федеральной собственности из московского бюджета прорабатывается. Есть два варианта: межбюджетным трансфертом, когда Москва вносит деньги в федеральный бюджет, а бюджет вносит их в уставной капитал РЖД; и целевой субсидией от Москвы для РЖД на организацию пригородного сообщения.

На развитие остальных радиальных направлений деньги выделяет федеральный бюджет. На 2013 год выделены 24 млрд рублей; на 2014—2015-й зарезервированы 17,6 млрд рублей, говорит источник.

Создание новой инфраструктуры — часть проекта. Будущее соглашение обяжет перевозчика приобрести новый подвижной состав (сейчас ЦППК арендует электрички и бригады у РЖД) — «с кондиционерами, туалетами, Wi-Fi и прочим, чтобы плотность пассажиров на квадратный метр уменьшилась в 1,5—2 раза по сравнению с тем, что есть сейчас», уточняет источник.

В ЦППК оперативно прокомментировать возможность участия в соглашении не смогли. Гендиректор InfraNews Алексей Безбородов сомневается, что Березкин купит акции ЦППК. «Теоретически может, — рассуждает эксперт. — Как минимум потому, что у Березкина есть кредит доверия в определенных банках, он никогда нигде не кредитовался, и проблем с банками у него нет». Но Березкин не инвестор, свои денег он в проект не вложит, максимум, если проект с окупаемостью год-полтора, уверен Безбородов.