Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Слабость не в радость

Ослабление рубля не принесло ожидаемого эффекта для российской экономики

Рубль продолжит падение как минимум до середины года, не исключает ЦБ. Если падение рубля продолжится, регулятор обещает ужесточить денежно-кредитную политику и не допустить роста инфляции — даже ценой замедления экономического роста. Прогноз по росту ВВП регулятор уже понизил. Рубль снова пополз вниз.

Банк России ожидает роста ВВП страны в 2014 году на уровне 1,5–1,8%. Об этом говорится в обнародованном ЦБ во вторник «Докладе о денежно кредитной политике». В последующие два года рост ВВП может составить 1,7–2,0%.

Прогноз ЦБ оказался ниже прогноза, приведенного ранее в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов». ВВП будет расти в этом году на 2%, а в 2015 и 2016 годах — на 2,5% и 3% соответственно.

Негатива прогнозу ЦБ добавили данные по снижению деловой активности и, в первую очередь, инвестиционного спроса. Так что основным источником роста экономики по-прежнему будет потребительский спрос, однако он будет ограничен снижением доходов населения. Например, в бюджетном секторе индексация зарплат замедлится относительно прошлого года, говорится в докладе ЦБ. Ожидается и снижение темпов роста кредитов населению — с 28,7% на конец 2013 года до 20–22% в течение 2014–2016 годов.

В докладе ЦБ отмечается, что сохраняется высокая неопределенность относительно динамики валютного курса. Это связано с разнонаправленными действиями по поддержке экономического роста со стороны развитых стран и стран с формирующимися рынками. «А также непредсказуемостью (а часто и нерациональностью) реакции инвесторов на изменения в политике и макроэкономических данных», — говорится в докладе ЦБ.

В связи с этим Банк России в качестве стрессового рассматривает сценарий устойчивого ослабления рубля в течение одного-двух кварталов. Такая динамика курса спровоцировать рост инфляционных ожиданий. «В этом случае достижение целевых значений инфляции может потребовать ужесточения денежно-кредитной политики уже в первой половине 2014 года», — предупреждает ЦБ.

При этом ЦБ считает, что в условиях сворачивания программы количественного смягчения ФРС США и оттока капитала из стран с формирующимися рынками российский рубль уже подешевел до уровня, который можно считать недооцененным, исходя из динамики фундаментальных факторов, в частности состояния текущего счета платежного баланса.

ЦБ разъяснил, что он думает по поводу ослабления рубля. С одной стороны, ослабление национальной валюты повышает конкурентоспособность российских товаров, считает ЦБ. Об этом не раз заявлял, в частности на Петербургском международном экономическом форуме в июне прошлого года, и министр финансов Антон Силуанов, после чего курс рубля и начал снижаться.

Но, с другой стороны, ослабление рубля, по мнению ЦБ, мешает модернизации российской экономики. Как указывает регулятор, влияние динамики курса рубля на экономическую активность в IV квартале 2013 года — январе 2014 года было неоднозначным.

«Снижение курса рубля увеличивает издержки тех предприятий и отраслей, которые закупают сырье, материалы и факторы производства за рубежом», — говорится в документе ЦБ. Эти два эффекта могут компенсировать друг друга.

ЦБ также сообщает, что снижение курса рубля не отразилось на динамике процентных ставок в конце 2013 и в начале 2014 года. «Однако, если снижение курса рубля продолжится, в более длительной перспективе оно может оказывать повышательное давление на ставки по рублевым кредитам и депозитам», — подчеркнул регулятор.

Ослабления курса рубля продолжится, согласен с ЦБ замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.

«Как мы и ожидали, сейчас происходит некоторая коррекция после январского ослабления. Но общая тенденция до конца года и на следующий год — некоторое ослабление», — сказал замминистра, подчеркнув, что задача властей – добиваться, чтобы ослабление рубля не приобретало «волнообразные панические формы».

Но поводов для ужесточения денежно-кредитной политики Клепач не видит. Рост цен пока находится в пределах установленных ориентиров, хотя ЦБ и говорит, что снижение курса рубля определенно повлияет на инфляцию, отметил замминистра.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», по разному истолковали доклад ЦБ.

«Сигнал, который посылает рынку Центробанк, очень простой и прозрачный: рубль будут ослаблять. Это ненормально. Но хотя бы спасибо ЦБ, что хоть предупредил», — говорит эксперт «Русской школы управления» Кирилл Линник.

По мнению Линника, главная проблема не в недооценке рубля, а в том, что курс доллара и евро определяется на основе спроса и предложения. На фоне растущего импорта после вступления в ВТО устойчивой тенденцией является рост спроса на иностранную валюту, а соответственно, и стоимости доллара и евро. «Ослабление рубля — это адекватная реакция на рост спроса на валюту. Правительство либо недооценило последствия вступления в ВТО, либо не посчитало нужным разъяснить, что за вступление в ВТО придется заплатить ослаблением рубля», — говорит Линник.

«Раньше никто и внимания не обращал на публикацию Центробанком докладов о перспективах денежно-кредитной политики. Но сейчас ЦБ устанавливает систему коммуникаций с рынком, пытается говорить с бизнесом на понятном ему языке, четко формулирует свои планы, что должно стабилизировать рынок», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.

Но сказать не значит сделать. Рынок вяло отреагировал на доклад ЦБ, считает Иван Манаенко из «Велес капитала». По его мнению, ЦБ дал понять, что ключевые ставки поднимать не будет, поскольку это губительно для стагнирующей экономики. А это значит, что ЦБ будет бороться с инфляцией тем, что будет жестче регулировать объем ликвидности, который поступает на рынок, через аукционы РЕПО и другие доступные инструменты.

«ЦБ как бы говорит рынку: ребята, поменьше спекуляций с валютой», — говорит Манаенко.

Доклад регулятора свидетельствует о том, что для него таргетирование (то есть контроль) инфляции важнее, чем поддержка курса рубля любой ценой, то есть валютные интервенции будут предприниматься только для того, чтобы избежать резких колебаний курса, тогда как медленное ослабление национальной валюты вполне допустимо, уверен Меружан Дадалян, управляющий директор отдела брокерского обслуживания Concern General Invest.

Но, по мнению главного экономиста банка ING Дмитрия Полевого, ЦБ эти докладом лишь подтвердил все то, что говорил ранее: регулятор готовится к рискам повышения инфляции из-за слабого курса рубля. Если падение рубля продолжится и затронет и инфляцию, а также инфляционные ожидания, то в худшем сценарии возможно повышение ставок уже в первом квартале, объясняет Полевой.

ЦБ несколько голословен в вероятности ужесточить монетарную политику. Это очень радикальный шаг, скорее уж бизнесу стоит рассчитывать на снижение ставки, возражает аналитик финансовой компании AForex Артем Деев. «Вполне возможно, что к концу года нас ожидает переход в свободному курсообразованию. Потому что то, что сейчас мы видим, — это жадность инвесторов, пытающихся запастись капиталом, номинированным в других валютах», — трактует Деев доклад ЦБ.

По поводу валюты ЦБ, скорее всего, говорит, что выбран вариант частичной минимизации издержек от ослабления рубля, считает Полевой.

Но противиться общему тренду на ослабление рубля ЦБ не будет. Тем более что Минфин объявил о своем решении покупать валюту для Резервного фонда на рынке (а не внутри ЦБ) с 20 февраля до конца мая в объеме около 3,5 млрд руб. в день, что не на руку рублю, добавляет Полевой.

ЦБ дает понять, что обеспокоен ослаблением рубля и дальнейшее его ослабление может стать проблемой для модернизации экономики и экономического роста. Соответственно, если верить документу, то ЦБ уже не заинтересован в дальнейшем ослаблении национальной валюты, поскольку риски от этого перевешивают возможные выгоды, отмечает аналитик брокерского дома «Открытие» Андрей Кочетков.

«Учитывая снижение собственного прогноза ЦБ по росту российской экономики в текущем и следующем году, курс рубля может стать одной из главных забот ЦБ в ближайшие месяцы, поскольку дальнейшее его ослабление принесет нестабильность на макроэкономическом уровне», — говорит Кочетков.

Эксперты отмечают, что фактически ЦБ признал, что ослабление рубля не пошло на пользу экономике. «Я жду ухудшения деловой активности и доходности бизнеса на снижении курса рубля», — говорит Орлова.

Когда Банк Японии или Банк Австралии сознательно идут на ослабление своих национальных валют, то это действительно может дать толчок их экономикам. Но российская экономика полурублевая, полудолларовая — у нас зависимость бизнеса от валютных кредитов значительная, по этой причине ослаблять рубль бессмысленно, отмечает Кочетков.

Он не исключает, что обвал рубля – дело рук госбанков, крупных частных банков и крупных экспортеров, закупивших валюту по низкой цене, а теперь получивших возможность заработать на разнице курсов. «Прежнее руководство ЦБ обеспечило банки дешевой ликвидностью. Предполагалось, что эти средства пойдут на кредитование реального сектора, но банки предпочли заработать на спекуляциях с валютой. Теперь ЦБ вынуждено как-то разруливать эту ситуацию», — говорит Кочетков.