Новости

«Фарнборо» идет на рекорд

На авиасалоне в Фарнборо подписано контрактов на сумму, втрое превышающую предыдущий показатель

Начавшийся в английском Фарнборо авиасалон может стать рекордным по объему заключенных контрактов. Большинство российских производителей на авиасалон не попало из-за отказа Великобритании выдать им визы.

Сумма контрактов, подписанных в первый день авиасалона в британском Фарнборо, в три раза превысила показатель за 2012 год. Как отметил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, их общий объем уже превысил отметку в $41,9 млрд.

«Эти цифры показывают экономической рост, которого мы ожидаем на протяжении длительного времени», — прокомментировал результаты за первый день работы авиасалона глава оргкомитета Шон Омрод.

Безоговорочным лидером по объему заключенных в первый день контрактов стал европейский авиаконцерн Airbus. Компании удалось заключить целый ряд крупных заказов на общую сумму порядка $21 млрд.

Половина из этой суммы пришлась на сделку с японской компанией SMBC Aviation Capital, заказавшей 115 узкофюзеляжных самолетов Airbus A320. Общая сумма сделки составила $11,7 млрд (€8,6 млрд) по каталожным ценам.

«Этот заказ стал крупнейшим в истории для лизинговых компаний и узкофюзеляжных самолетов», — подчеркивается в заявлении SMBC, сделанном на авиасалоне «Фарнборо».

Узкофюзеляжные самолеты Airbus пользуются спросом и у европейских покупателей. Так, одна из крупнейших лизинговых корпораций, голландская AerCap Holdings NV, подписала меморандум о покупке 50 новых А321neo на сумму около $5,14 млрд.

Объем заказов основного конкурента Airbus, американского концерн Boeing, пока не превышают и $10 млрд. В первый день авиасалона Boeing удалось заключить договоров всего на $7,7 млрд.

Больше половины от этой суммы пришлось на сделку с американской лизинговой компанией Air Lease Corporation. Boeing продаст ALC 26 своих пассажирских самолетов на сумму $3,9 млрд (€2,9 млрд). Заказ включает шесть широкофюзеляжных Boeing 777-300ER и 20 узкофюзеляжных Boeing 737 MAX.

Американская корпорация также договорилась с лизинговой компанией Avolon о возможной поставке шести самолетов 787–9 Dreamliner и опционе на пять 737 MAX-9. Стоимость контракта оценивается в $2 млрд.

Помимо подписания соглашений Boeing представил новое поколение среднего широкофюзеляжного Boeing 787-9, который на 7 м длиннее нынешней топовой модели Dreamliner 787-8 и вмещает на 40 пассажиров больше. Модель оснащена двигателями Rolls-Royce и должна стать «наиболее экономически эффективной среди широкофюзеляжных самолетов средней дальности», по заявлению компании.

Основной конкурент Boeing — Airbus также представил новый дальнемагистральный самолет A350, начало поставок которого запланировано уже на конец 2014 года.

Успех Airbus на авиасалоне должен помочь европейскому авиаконцерну сократить отставание от Boeing, отмечают в руководстве компании.

С начала года Airbus достиг договоренностей о поставках 290 самолетов, в то время как Boeing подписал контракты на поставку 499 самолетов.

Россияне без «Фарнборо» не останутся

Для российских компаний нынешний авиасалон пока проходит неудачно. Половина российской делегации не смогла приехать на авиационный салон из-за задержки в выдаче виз посольством Великобритании. В результате из подававших на визу 347 человек документы удалось получить вовремя лишь 167 участникам.

Россию должны были представлять Роскосмос, Росавиация, государственная корпорация «Ростехнологии», корпорация «Иркут», РСК «МиГ», ОПК «Оборонпром», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Компания «Сухой», ОАК.

Но представители этих компании, а также технические сотрудники не смогут пересечь границу Соединенного Королевства. Их топ-менеджмент, российские чиновники, а также служба протокола и журналисты не получили виз.

Среди тех, кто все-таки попал на выставку, — корпорация «Иркут» (входит в ОАК). Она совместно с российскими и зарубежными партнерами на своем стенде представляет программу МС-21.

«Вертолеты России» представили средний многоцелевой вертолет Ка-32A11BC, Ка-52 «Аллигатор», Ми-28НЭ «Ночной охотник» и Ми-35М, а также Ми-171А2, разработанный на базе вертолетов серии Ми-8/17.

Ряд деловых встреч с представителями российских компаний прошли в закрытом режиме. Boeing сообщил, что продлил до 2022 года долгосрочный контракт с ВСМПО-АВИСМА (крупнейший российский производитель титановой продукции) на поставку титанового проката. При этом гендиректор российской корпорации Михаил Воеводин на подписании соглашения присутствовать не смог из-за проблем с получением визы.

В отличие от представителей российской оборонной промышленности, большинство представителей гражданской авиации смогли посетить «Фарнборо».

Так, на авиасалон смог приехать генеральный директор ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» Виталий Савельев. Авиакомпания «Аэрофлот» в третий раз была награждена международной премией World Airline Awards в номинации «Лучшая авиакомпания Восточной Европы». Данный рейтинг ежегодно составляет британское консалтинговое агентство Skytrax.

Смогла приехать и делегация российской авиакомпании «ЮТэйр», которая привезла для стенда ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) свой новый SSJ-100 в ливрее компании. Сам ГСС в первый день работы подписал соглашение с казахстанской авиакомпанией Bek Air на поставку семи самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) на сумму около $200 млн.

Впрочем, отсутствие части делегации на авиасалоне вряд ли сможет негативно повлиять на результаты российских производителей, отмечают эксперты. «Контракты на поставку самолетов или комплектующих готовятся и прорабатываются за несколько месяцев до авиасалона, а сам авиасалон выступает лишь площадкой, — говорит «Газете.Ru» руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, — поэтому в случае невозможности подписать контракт на «Фарнборо» компании всегда смогут это сделать в офисе».