Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Транспорт

Алексей Филиппов/ТАСС

«Аэроэкспресс» закрыл убытки

Пассажирский перевозчик в 2014 году закрыл все убыточные маршруты в регионах

Владимир Тодоров

В 2014 году чистая прибыль «Аэроэкспресса» составила 1599 млн руб., а суммарный пассажиропоток — 19,7 млн человек. При этом компания прекратила обслуживать убыточные маршруты в Сочи, Казани и Владивостоке, которые ранее функционировали только с помощью государственных льгот.

Российская транспортная компания «Аэроэкспресс» подвела финансовые итоги 2014 года. Согласно официальному сообщению компании, чистая прибыль «Аэроэкспресса» в ушедшем году составила 1599 млн руб. против 635 млн за 2013 год. Выручка за отчетный период возросла на 20% и достигла 6311 млн руб.

Суммарный пассажиропоток в 2014 году составил 19,7 млн человек.

Большинство перевозок пришлось на поезда, идущие до трех московских аэропортов. За год ими воспользовалось 16,6 млн человек. Кроме того, 2,3 млн человек аэроэкспрессы перевезли по подмосковному маршруту Савеловский вокзал — город Лобня.

А вот во Владивостоке и Казани объем пассажиропотока «Аэроэкспресса» в 2014 году составил 797 тыс. и 53 тыс. человек соответственно.

Таким образом, пассажирские перевозки в аэропорты Сочи, Казани и Владивостока по итогам 2014 года стали для компании убыточными, что привело к необходимости вливания дополнительных средств для поддержания функционирования этих маршрутов.

По словам представителей компании, запуск и функционирование данных направлений в принципе стали возможными только за счет высвобождения дополнительных средств после получения в 2012–2014 годах льготы на использование транспортной инфраструктуры. «Аэроэкспресс» получил ее наравне со всеми пригородными компаниями, работающими по гостарифу, и она позволила ему сэкономить около 1,5 млрд руб.

«Благодаря льготе компания получила возможность проинвестировать крупные суммы на подготовку инфраструктуры, обеспечение безопасности и создание условий, необходимых для осуществления качественных перевозок в этих городах», — рассказали «Газете.Ru» в «Аэроэкспрессе».

При этом вышеуказанные проекты были реализованы в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке, Всемирной универсиаде — 2013 в Казани и Олимпийским играм — 2014 в Сочи.

Однако, по данным компании, за весь период работы убытки по Владивостоку составили 310,5 млн, по Казани — 83,4 млн и по Сочи — 47,3 млн руб. «Льгота позволила компании в таких условиях сохранить рентабельность, «живых» денег нами получено не было, а потому и пустить их на выплату дивидендов мы не могли», — подчеркнул представитель «Аэроэкспресса». Для сохранения качества перевозок «Аэроэкспресс» дополнительно проинвестировал в работу данных направлений около 300 млн руб. собственных средств.

В результате, по словам генерального директора «Аэроэкспресса» Алексея Криворучко, завершение деятельности в этих регионах в 2014 году стало одним из ключевых решений. Прежде всего это связанно с убыточностью данных маршрутов. Тем не менее этот факт дает нам возможность направить свои силы на работу в столичном регионе и укрепить позиции «Аэроэкспресса» на рынке интермодальных перевозок», — рассказал Криворучко «Газете.Ru».

С подобной позицией согласен и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. «Данные направления действительно были для «Аэроэкспресса» убыточными, поскольку тарифо-трафиковая окупаемость там практически невозможна. Ведь в случае высоких тарифов пассажиропоток падает, а низкие тарифы не позволяют получать прибыль. Таким образом, перевозчик попадает в так называемую тарифную ловушку», — рассказал эксперт «Газете.Ru».

По словам Блинкина, маршруты в Сочи, Владивостоке и Казани были специально построены под определенные события и обеспечить их повседневную окупаемость вряд ли представляется возможным. Ведь для этого нужен крупный объем трафика при условии хорошей платежеспособности пассажиров.

Эксперт также подчеркнул, что подобная проблема актуальна и для многих маршрутов пригородных пассажирских перевозок. «На большинстве направлений можно наблюдать чрезвычайную эластичность спроса к тарифу. Как только возникает необходимость повысить цены за проезд, пассажиропоток сразу ощутимо снижается. В результате перевозчику приходится поддерживать низкий уровень цен или закрывать маршрут. Поэтому государственные субсидии и льготы на аренду инфраструктуры на сегодня остаются единственным путем спасения для перевозчиков», — подытожил эксперт.
 
Напомним, 4 февраля этого года Счетная палата РФ назвала бюджетную компенсацию РЖД за «Аэроэкспрессы» необоснованной. По словам одного из аудиторов Валерия Богомолова, транспортная компания использует в своей деятельности коммерческие тарифы и не включена в реестр субъектов естественных монополий.

«Получается, что тарифы на перевозку пассажиров государством не регулируются, но в то же время осуществляется субсидирование коммерчески эффективного нерегулируемого сегмента пригородных пассажирских перевозок», — отметил Богомолов.

На заявление аудитора РЖД выпустили разъяснение, согласно которому правомерность применения льготного тарифа в отношении ООО «Аэроэкспресс» была подтверждена полученными ОАО «РЖД» разъяснениями от ФСТ и Минэкономразвития. «Государственное регулирование тарифов является компетенцией исключительно правительства РФ или уполномоченного федерального органа власти. ОАО «РЖД» как владелец инфраструктуры обязано применять требования, установленные регулятором», — говорится в пресс-релизе монополии.