Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Одежда первой необходимости

Как в России будут экономить на одежде и обуви

Рынок модной одежды и обуви ждет серьезное снижение спроса. Производители модных товаров будут пытаться снижать издержки, в том числе и за счет упрощения дизайна и продажи наиболее популярных моделей. Однако рынок все равно будет сокращаться во всех ценовых категориях, особенно в среднем и выше среднего сегментах.

Одежда и обувь – сектор, который ощущает на себе влияние кризиса особенно остро. В условиях, когда россияне начали экономить на еде, борьба за каждого клиента действительно залог выживания компаний. На чем производители, дистрибьюторы и покупатели модной одежды и обуви будут экономить, насколько вырастут цены и товары какого ценового сегмента точно останутся на рынке – в материале «Газеты.Ru».

Цена убежала вслед за валютой

Товар на следующий сезон закупается ритейлерами на средства, вырученные с текущих продаж, объясняет коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. «Учитывая, что большая часть fashion-товаров импортируется из Азии или Европы и, следовательно, закупается на валюту, из-за ослабления рубля закупка на следующий сезон подорожала в рублях в два раза», – рассказывает она. По этой причине продавцы модной одежды и обуви вынуждены повышать цены. По информации эксперта, уже в осеннем сезоне-2014 магазины сегмента масс-маркет подняли цены в среднем на 15–25%, а люксовые розничные операторы – на 30–50%.

Коллекции этого года выросли в цене еще больше.

Стоимость платьев иностранных брендов из весенне-летней коллекции 2015 года увеличилась на 99% год к году, российских брендов – на 71%. Цены на женские джинсы иностранных брендов в российской рознице выросли на 54%, отечественных брендов – на 51%.

Стоимость женской и детской одежды весенне-летней коллекции нижнего ценового сегмента увеличилась на 28%. С обувью ситуация схожая: стоимость позиций весенне-летней коллекции вырастет в среднем на 40–50%, рассказал «Газете.Ru» директор по маркетингу и рекламе Alba Станислав Колосков.

Если курс рубля продолжит падение, то цены в магазинах будут неизбежно расти, причем как в люксовом сегменте, так и в масс-маркете, отмечает Гаспарян.

Снижение издержек скажется на нарядности

Как общее снижение покупательского спроса, так и подрастающие цены сказываются на спросе на одежду и обувь.

«В первом полугодии 2015 года ожидается сокращение спроса в натуральном выражении (в единицах товара) на 35–37%», – прогнозирует управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, снижение спроса по меньшей мере на 35% будет ощутимо уже весной-летом. Российские обувщики также ожидают падения спроса на обувь на 20–40%, передавал слова директора розничной сети Ralf Ringer Игоря Субботина ТАСС.

Тем не менее до абсолютного «нуля» в категории одежды и обуви спрос, разумеется, не упадет. Хотя россияне урезают все категории своих расходов, даже на еду, совсем без данных товаров никак не обойтись. Семья может отказаться, к примеру, от покупки нового телевизора, но никак от обуви по сезону или школьной формы для ребенка.

Поэтому ключевым в секторе модных товаров в этом году, учитывая сложную экономическую ситуацию, станет умение производителей и ритейлеров предоставлять лучшее соотношение цена/качество.

Держать цену могут позволить себе лишь некоторые ритейлеры, за спиной у которых есть иные источники дохода, или же те, кто может работать при нулевой рентабельности, считает Гаспарян. К ним можно отнести крупные компании, чьи стабильные доходы в других регионах позволят им не только оставаться на российском рынке, но и в случае оттока конкурентов, который так или иначе состоится, занять большую долю рынка и расшириться на более выгодных условиях.

В ином случае для сдерживания цен компаниям придется снижать различные издержки. Как указывает Гаспарян, российские fashion-ритейлеры уже начали уменьшать количество рекламы, сокращать сотрудников. Также фиксация цен может происходить за счет снижения маржи или арендной стоимости. В текущей ситуации справедливо разделить часть расходов с арендодателем, считает вице-президент SELA Эдуард Остроброд.

«Ни для кого не секрет, что трафик падает, поэтому логично было бы перейти на оплату аренды в виде процента с прибыли, – рассказал он «Газете.Ru». – Это хорошее решение для ритейлеров, которым нужно выжить в эти непростые времена. К тому же арендодатели стали идти на уступки в вопросах оплаты. Сейчас с ними можно обсуждать этот вопрос и находить компромиссные решения».

Примечательным способом снижения издержек будет экономия на себестоимости товара.

По словам Гаспарян, сейчас бренды вынуждены экономить на себестоимости товара: выбирать ткань подешевле, упрощать дизайн, отказываться от деталей и обработок.

Производители делают выбор в пользу более практичных и популярных моделей. «Мы постарались сохранить в ассортиментной матрице количество моделей на уровне прошлого года, но более детально подошли к отбору моделей. К примеру, заказали меньше fashion (дорогая в производстве обувь) и сосредоточились на классических моделях, а также модернизированных хитах прошлых сезонов», – говорит представитель компании Alba.

Россияне стали совершать меньше спонтанных покупок, начали предпочитать более практичный стиль и вещи, которые можно носить по разным поводам, отмечает Остроброд. По его словам, бренды, которые смогли даже в условиях колебаний курсов валют заказать новые коллекции, будут оптимизировать свой заказ, делая упор на более практичные и универсальные вещи. «Текущий спрос сконцентрируется именно на практичных вещах с оптимальным соотношением цена/качество, на тех предметах одежды, которую можно носить по самым разным поводам, то есть и на работу, и на вечеринку», – полагает он.

Что будет с компаниями

Несмотря на рост цен на одежду и обувь во всех сегментах и то, что эти товары люди в любом случае будут вынуждены покупать, не все компании будут чувствовать себя в текущей ситуации одинаково.

В текущем году наиболее уязвим будет «средний» и «средний плюс» ценовые сегменты (средняя стоимость изделия – от 6 тыс. до 15 тыс. руб.), поскольку покупатели вещей этих категорий начнут присматриваться к более дешевому сегменту, прогнозирует Ядерная.

По мнению Гаспарян, часть покупателей из среднего сегмента может, наоборот, перейти в более дорогой для того, чтобы инвестировать в покупки. Такие люди будут покупать вещи реже, но дороже.

Бюджетная категория и класс люкс окажутся в более устойчивом положении. «Вместе с новыми покупателями из масс-маркета и среднего сегмента бюджетная категория сохранит и старых клиентов, которым некуда будет уйти в более дешевый ассортимент, потому что такого попросту нет», – объясняет эксперт.

Что касается премиальных товаров, то класс люкс всегда сохраняет свою наиболее обеспеченную и платежеспособную часть аудитории, уточняет Ядерная. Основные потребители топ-люкса, может быть, и купят меньше – но яхт, а не сумок, соглашается Гаспарян. «Подтверждением тому служит тот факт, что в период мирового кризиса 2008 года продажи компаний Hermès и Louis Vuitton только выросли», – отмечает она.

По прогнозам Ядерной, средний ценовой сегмент может сократиться в объемах до 52% в натуральном выражении. Люксовый и бюджетный ценовые сегменты сократятся меньше, на 18 и 21% в натуральном выражении соответственно.

Новости и материалы
В США заявили, что готовность их флота сейчас ниже стандартов
Ливан надеется на помощь России в восстановлении
В Ростовской области сбили два БПЛА
Эксперт рассказала, что будет с инфляцией в РФ в ближайшее время
Посол РФ отреагировал на обвинения США в применении химоружия на Украине
В США скончался еще один источник утечек о проблемах с самолетами Boeing
Ученые научились создавать живые программируемые материалы
Протестующие парализовали движение автомобилей в центре Тбилиси
Постпред Украины при ООН намекнул на уничтожение Крымского моста
В США заявили, что Россия может освободить существенные территории в зоне СВО
В США обвинили Россию и Китай в разрабатывании противокосмических вооружений
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Все новости