Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Электрички разгоняют цены

Стоимость проезда на электричках в регионах России резко возрастет

Несмотря на рапорты властей о нормализации ситуации с пригородным сообщением после вмешательства президента Владимира Путина, положение в некоторых регионах только ухудшилось. Тарифы на проезд на электричках в следующем году резко вырастут сразу в нескольких регионах. В Амурской области они подорожают в полтора раза, существенное подорожание ожидается в Астраханской и Архангельской областях.

РЖД заключает договоры с регионами на выполнение пригородного железнодорожного сообщения в следующем году. После транспортного коллапса начала 2015 года за решением этого вопроса следят на высшем уровне.

Тарифы на электрички индексируются региональными властями в большинстве случаев не менее одного раза, а во многих субъектах — по два раза за год. Большинство региональных комитетов по тарифам стараются держаться в пределах 10-процентного повышения: в Ростовской области повышают лишь на 3,4%, с 14,5 до 15 руб. за 10 км, в Кировской области цены повысятся на 4,5%, с 22 до 23 руб. за 10 км, в Республике Карелия — почти на 10%, с 22,3 до 24,5 руб. за 10 км. В пределах 10% пока держатся и крупнейшие пригородные пассажирские компании (ППК) — Центральная и Северо-Западная, обслуживающие Московскую и Ленинградскую области соответственно.

Но в ряде субъектов власти решились на более радикальные индексации.

Пошли на повышение

В Астраханской области цены повысят на 17%, с 17,67 до 20,69 руб. В Архангельской области решили не дожидаться начала следующего года и повысили тарифы с 15 ноября и сразу — на 20%, с 22 до 27 руб.

В Чувашии с 1 января 2016 года тариф повышается на 25% год к году: в январе 2015 года за 10-километровую зону была установлена цена в размере 24 руб., в январе 2016 года — уже 30 руб.

Рекордсменом выступила Амурская область, где электрички подорожают более чем в полтора раза.

Здесь с 1 января 2016 года стоимость проезда на электричках устанавливается на уровне 95 руб. за первую 10-километровую зону. Это на 17% больше, чем тариф, действовавший с 1 июля 2015 года, и на 64% выше, чем стоимость проезда в период с января по июнь 2015 года. За последние три года стоимость проезда на электричках в этом регионе подскочила почти в четыре раза.

Подумали — и передумали

В Бурятии кратное повышение тарифов на пригородное железнодорожное сообщение началось еще в начале 2014 года. С 1 января 2014 года стоимость проезда в 10-километровой зоне повысилась почти в два раза, с 32 до 61 руб. Уже через два месяца, с 1 марта 2014 года, стоимость выросла еще на треть, до 82 руб. Но и на этом повышение не прекратилось.

Местное правительство перестало компенсировать выпадающие доходы Байкальской ППК, выполнявшей перевозку, и с 1 октября 2014 года пассажиры Бурятии стали платить полную стоимость проезда — 107–108 руб. за поездку в поезде в пределах 10-километровой зоны.

Как результат — и без того сокращающийся пассажирооборот упал до рекордных отметок. Как заявил в конце сентября министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Сергей Козлов, «на отдельных перегонах нагрузка достигает 2–3 человек на вагон, или 12 человек на 380-местный поезд».

В октябре региональный комитет по тарифам вновь понизил стоимость проезда на электричках, с 108 до 38 руб. за 10-километровую зону. Но и эта цена существенно выше, чем та, что предлагают маршрутные такси. «Например, стоимость проезда от ст. Улан-Удэ до ст. Стеклозавод и ст. Дивизионная, что в 4 и 7 км от города, составляет на пригородном электропоезде 107 руб., а проезд на маршрутном такси — 17 руб.», — приводит пример БППК в своем годовом отчете.

Несколько другая ситуация сложилась в Мордовии. В начале 2015 года местные власти решили поэтапно повысить стоимость проезда на электричках.

В течение двух лет билеты на пригородные поезда в Мордовии должны были подорожать почти в четыре раза.

Согласно проекту постановления республиканского правительства, с 1 февраля текущего года проезд должен был повыситься с 15 до 19 руб., с октября — до 26 руб., а в 2016 году — до 57,42 руб. Но от таких планов решено было отказаться после февральского заявления президента Владимира Путина о необходимости наладить пригородное железнодорожное сообщение.

В результате Мордовия решилась поднять цены с 1 апреля 2015 года лишь на 2 руб., с 15 до 17 руб., а с 1 января следующего года — лишь на рубль, до 18 руб. Впрочем, если сравнивать с уровнем цен двухлетней давности, то выяснится, что стоимость билетов повысилась на 50%.

Под пристальным вниманием

После транспортного коллапса начала года федеральные чиновники стали внимательнее относиться к сообщениям о ситуации с электричками в регионах, а повышение стоимости проезда могло спровоцировать акции протеста, рассказал «Газете.Ru» источник в правительстве одного из регионов.

На рубеже 2014 и 2015 годов региональные власти начали массово оптимизировать пригородные железнодорожные перевозки из-за неспособности местных бюджетов компенсировать выпадающие доходы ППК.

В январе 2015 года было отменено движение более 300 электричек в 39 регионах страны. В Вологодской и Псковской областях пригородное железнодорожное сообщение было полностью отменено. В феврале, после критики со стороны президента России Владимира Путина, движение было восстановлено.

С начала 2011 года пригородные пассажирские перевозки выполняют пригородные пассажирские компании, а не РЖД. ППК лишь частично принадлежат РЖД, в большинстве случаев наполовину. Вторая половина акций — в портфеле региональных властей.

Региональные власти сами определяют, какое количество электричек и на каких маршрутах необходимо запустить. ППК оценивает стоимость выполнения этих железнодорожных рейсов и отправляет расчеты в администрацию субъекта, с которым планируется заключить контракт.

Тарифы на проезд для пассажиров устанавливают комитеты по тарифам местных региональных администраций.

Разница между стоимостью билетов для пассажиров и тарифом, заявленным ППК, ложится на плечи местных бюджетов. Регионы неоднократно жаловались на то, что ППК устанавливают «непрозрачный тариф» и завышают стоимость перевозки, которая на 80% состояла из стоимости аренды подвижного состава у РЖД и из тарифа на пользование инфраструктурой.

С целью сократить расходы ППК на электрички, которые являются социально важной инфраструктурной услугой, правительство в начале этого года предприняло несколько шагов.

Во-первых, постановлением правительства в феврале был снижен льготный коэффициент к инфраструктурному тарифу до 1%. Для компенсации недополученных в результате такой меры доходов из федерального бюджета были выделены дополнительные 8,8 млрд руб. для РЖД (помимо ранее одобренных 25 млрд руб.). Во-вторых, в апреле на срок до конца 2016 года был снижен до нуля НДС для ППК (ранее он составлял 18%). Эта мера, как заявлялось, позволит сократить расходы ППК на 8 млрд руб. за один 2015 год.

В 2016 году правительство выделит 37 млрд руб. для финансирования пригородного железнодорожного сообщения. Это в полтора раза выше, чем первоначально запланированная на 2015 год сумма субсидий. Но из-за событий начала года по факту в текущем году на электрички федеральный бюджет потратил около 45 млрд руб., сообщил глава Минтранса Максим Соколов.

Новости и материалы
«Евровидение» уличили в фейковых овациях для освистанной израильтянки
МЧС рассказало о спасении людей из упавшего в реку автобуса в Санкт-Петербурге
Мужчина похитил восьмилетнюю девочку и истязал ее несколько часов
Трутнев может покинуть пост вице-премьера
Названо число жертв и пострадавших после падения автобуса в Мойку в Петербурге
Пять человек из упавшего в реку автобуса были госпитализированы
Момент падения автобуса в Мойку в центре Петербурга попал на видео
«Автор моего канала»: Ивлеева пошутила над Медведевым
США введут пошлины на китайские электромобили
В Петербурге задержали водителя каршеринга, который столкнулся с автобусом с 20 пассажирами
Бритни Спирс спровоцировала слухи о новых проблемах с психикой из-за ходьбы на руках
Началось пленарное заседание по вопросу кандидатуры Мишустина на пост главы правительства
Слуцкий предложил сделать Виктора Бута ответственным за авиацию
Microsoft выпустит для смартфонов свой аналог App Store этим летом
Губернатор Петербурга рассказал о работе специалистов на месте аварии с автобусом
В Германии начали расследование после инцидента в бывшем генконсульстве РФ
Лидер протестов в Армении не исключил, что станет премьер-министром
В МВД прокомментировали ДТП с падением автобуса в Мойку в Санкт-Петербурге
Все новости