Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Россия переманит туристов с Аляски

Минвостокразвития предлагает упростить режим круизного судоходства

Иностранные круизные лайнеры караваном идут на Аляску, игнорируя Дальний Восток и российские арктические регионы. Чтобы их заманить на отечественные земли, в правительстве хотят упростить процедуру согласования захода круизов и подтянуть портовую инфраструктуру. Если план выгорит, то это позволит перенаправить круизные потоки не только из США, но и Канады, Исландии и Норвегии.

На прошлой неделе полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев предложил упростить режим круизного судоходства. По его словам, в течение месяца соответствующий законопроект будет проработан в правительстве, а именно в Минвостокразвития совместно с комитетом по безопасности и противодействию коррупции Госдумы.

«Газета.Ru» ознакомилась с предложениями Минвостокразвития, которые ведомство официально направило в Госдуму и Минкультуры.

С Аляски на Дальний Восток

По данным Росморречфлота, в 2013 году всего на морском транспорте было перевезено чуть более 482 тыс. человек. Однако после присоединения Крыма число морских пассажиров в стране резко увеличилось: в 2014 году их было в общей сложности 4,9 млн человек, за первые девять месяцев 2015 года — 7,7 млн человек (из них на паромах под российским флагом по маршрутам Кавказ — Крым, Ванино — Холмск, Балтийск — Усть-Луга почти 2,6 млн и 1,6 млн человек соответственно против 130 тыс. пассажиров в 2013 году).

И если паромное сообщение еще вытягивает статистику, то состояние круизного туризма в России можно в лучшем случае назвать зачаточным.

Условно круизы можно разделить на два типа: первые — это экспедиционные, когда суда с туристами посещают не только открытые порты, но и необитаемые острова, заливы, бухты, осуществляют высадку на необорудованные побережья. Как правило, это относительно небольшие суда, которые берут на борт несколько сотен пассажиров. Вторые — это большие круизные лайнеры с несколькими тысячами пассажиров заходят в открытые порты, и туристы там выходят на берег.

Как отмечают в Ростуризме, морские круизы организуются на северо-западе страны — в Калининградской области, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, — где они проходят вдоль побережий Балтийского, Баренцева и Белого морей.

При этом у России нет своего круизного флота на море — он весь иностранный.

Между тем статистика по Дальнему Востоку и вовсе печальная. Так, в 2015 году во Владивостоке осуществлено всего четыре захода круизных лайнеров. И согласовано проведение трех экспедиционных круизов по дальневосточному побережью. Не многим лучше обстоят дела на Камчатке. По словам губернатора Камчатского края Владимира Илюхина, в этом году из запланированных 19 круизных лайнеров Камчатку посетили только 13 — остальные либо не были согласованы органами погранконтроля, либо отменены организаторами в результате слишком длительных процедур согласования.

«Сейчас на Аляску идет большой трафик судов, и мы хотим, чтобы они заходили в наши порты», — говорил в интервью «Газете.Ru» министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

Мимо дальневосточного побережья курсируют около 50 круизных судов, при этом ежегодно более 3 млн туристов посещают Аляску.

Всего, по данным Росморречфлота, из Владивостока в противоположном направлении, в Антарктиду, морским транспортом воспользовались за первые девять месяцев 2015 года 728 человек (по итогам 2013 и 2014 годов 1231 и 1219 туристов соответственно).

Безопасный компромисс

Для экспедиционных круизов основная проблема — сложная процедура согласования круизного маршрута, связанная с несовершенством законодательной базы.

Дело в том, что согласование круизных маршрутов судов под иностранными флагами осуществляется параллельно двумя ведомствами — Минтрансом и Ростуризмом — на основании утвержденного постановления Совета Министров РСФСР от 15 июля 1991 года №400 «Об утверждении временных правил выдачи разрешений на проведение научной и экспедиционной деятельности, а также на осуществление туризма в морских районах, прилегающих к северному побережью СССР».

Также, исходя из сложившейся практики, правовое регулирование круизного судоходства осуществляется в соответствии с ФЗ-155 от 31 июля 1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Таким образом, для согласования круизного маршрута судна под иностранным флагом заявителю на сегодняшний день необходимо получение двух документов: письма Ростуризма и распоряжения правительства (за последнее отвечает Минтранс).

«Необходимо организовать взаимодействие всех органов власти по принципу одного окна, чтобы туристическим компаниям не приходилось бегать по различным организациям для получения разрешений», — считает Трутнев.

Чтобы снизить административные барьеры, Минвостокразвития предлагает внести изменения в ФЗ-155, добавив в него главу главу IV «Осуществление туризма в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации». Согласно ей, выдача разрешений на осуществление туризма в районах внутренних морских вод и территориального моря РФ будет осуществляться только Ростуризмом.

Кроме того, предлагается внести изменения в ФЗ от 1 апреля 1993 года №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» с целью отмены требования получения пропусков в пограничные зоны для лиц, осуществляющих групповые турпрограммы на российских и иностранных круизных судах в районе внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Также Минвостокразвития хочет установить максимальное количество пунктов, разрешенных для захода. «На северном и дальневосточном побережье существует более тысячи пунктов, куда могут заходить экспедиции (это бухты, острова, и т.п.). Посещения около 330 пунктов с 2008 по 2014 год были согласованы. То есть в этих точках уже бывали иностранные туристы, — рассказали в ведомстве. —

В этом году ФСБ согласовала около 30 точек. В связи с этим маршруты невозможно планировать, люди отказываются от купленных круизов. Для этого мы предлагаем установить перечень точек, которые гарантированно можно посетить, то есть коммерсанты смогут заранее планировать маршруты и продавать их».

«В сегодняшней политической обстановке главным сдерживающим фактором для свободного морского круизирования является негативное отношение всех, кто обеспечивает безопасность РФ, к любым свободным передвижениям иностранных пассажирских судов в наших территориальных водах Арктики, Дальнего Востока и Белого моря», — говорит гендиректор туркомпании «Пасифик Нетворк» Сергей Фролов.

По его мнению, если Минтранс, Минвостокразвития, Ростуризм и Минкультуры не найдут компромисс, чтобы изменить закон о госгранице и закрыть для круизов только районы, связанные с безопасностью РФ, разрешить эту проблему не получится.

«Пока нет понимания в этом вопросе, мы в очередной раз начали сложный процесс согласования круизного сезона — 2016 с Ростуризмом и Минтрансом по старой схеме, которая предполагает отдельные согласования не только для каждого круиза, но и каждого места, куда эти круизы предполагают зайти», — сетует Фролов.

Сначала согласование — потом инфраструктура

Вторым глобальным препятствием для развития круизного туризма является отсутствие развитой инфраструктуры. «Нет современных причальных стенок, не развиты пункты пропуска, кроме того, недостаточная глубина в портах», — объясняют в Минвостокразвития.

На это накладывается отсутствие оборудованных «зеленых стоянок», высокая степень изношенности судов, а также большие затраты на их техническое переоборудование и реконструкцию, добавляют в Ростуризме.

В то же время полпред уверен, что, только решив вопрос согласования курсирования судов, можно поправить инфраструктуру. «Надо двигаться к тому, чтобы на этом рынке наши компании работали, наши туристические суда. А тогда возникнет инфраструктура», — уверен Трутнев, который пообещал поддержку со стороны Фонда развития Дальнего Востока.

Неприлично маленький туризм

«На сегодняшний день удельный вес туристической отрасли в структуре экономики Дальнего Востока неприлично мал. Это 0,37% ВВП — от трех сотых в Сахалинской области до 1,8% в Приморском крае. Он должен быть минимум в десять раз больше», — настаивает дальневосточный министр Александр Галушка.

Чтобы увеличить долю туризма в ВРП, помимо планируемых изменений по круизным судам создаются три территории опережающего развития на Камчатке, островах Русский и Большой Уссурийский, которые подразумевают набор льгот для инвесторов. Кроме того, будет упрощенный визовый режим на срок до восьми суток в рамках свободного порта Владивосток.

Также в настоящее время проходит процедуру согласования в правительстве законопроект Минкультуры. Он должен предоставить льготы инвесторам, которые будут вкладываться в развитие туристической инфраструктуры Дальнего Востока. В частности, он предусматривает обнуление налога на прибыль и снижение в два раза налогов, взимаемых при применении упрощенной системы налогообложения, а также установление верхних границ земельного налога и налога на имущество в размере не более 0,5%.

Новости и материалы
Экс-разведчик заявил, что посольства Украины участвуют в вербовке наемников
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
В ДНР заявили о переброске ракет ATACMS на территорию Украины
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
В Китае заявили о стабилизации отношений с США, но есть детали
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
Защита обжалует приговор «крабовому королю» Кану
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Все новости