Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы растем в условиях тектонических сдвигов на пенсионном рынке»

Интервью с генеральным директором финансовой группы «Будущее» Мариной Рудневой

О том, как работают пенсионные фонды в условиях заморозки накопительных отчислений и повышенных требований со стороны регулятора, насколько оправдано сокращение числа участников рынка и их объединение, а также о тенденциях и перспективах пенсионного рынка рассказала в интервью «Газете.Ru» генеральный директор финансовой группы «Будущее» Марина Руднева.

— Число клиентов НПФ уже достигло 30 млн человек. Почти пять из них — в фондах вашей группы. Как развивались НПФ группы «Будущее» в 2016 году?

— Группа закончила год с чистой прибылью в размере 4,5 млрд руб. Мы добились этого за счет увеличения процентного дохода на 42% и доходов от инвестиционной деятельности на 106%. Флагманский фонд группы — НПФ «Будущее» — показал прибыль в размере 1,5 млрд руб., это среднерыночное значение.

Мы продолжаем увеличивать активы. В прошлом году параллельно с привлечением новых клиентов присоединили к НПФ «Будущее» три фонда — НПФ «СтальФонд», «Уралсиб» и «Наше Будущее». В этом направлении мы видим значительные возможности, связанные с сокращением операционных расходов и повышением качества управления. Мы уже зафиксировали экономический эффект от присоединения «СтальФонда» в размере 300 млн руб. Пропорционального эффекта ждем в отчетности 2017 года в результате присоединения НПФ «Уралсиб» и НПФ «Наше Будущее».

--Фонды отчитываются по стандартам МСФО только второй год. Какие показатели влияют на прибыль или убыток?

--Это ряд факторов, включая переоценку бумаг в портфеле, создание резервов под определенные активы, для того чтобы обеспечить стабильность портфеля даже при форс-мажорах в экономике, размер вознаграждения, выплачиваемого УК, сокращение операционных расходов от присоединения фондов. Опять же, если речь идет о нескольких фондах внутри одной группы, существенную роль играет аллокация расходов между НПФ. Так, в 2016 году привлечением на материальном уровне занимался только один фонд нашей группы – НПФ «Будущее», и все аквизиционные расходы легли именно на него, повлияв на результат по МСФО. При этом надо понимать, что результаты самой кампании в прибыли мы увидим уже в отчетности 2017 года.

— Как на деятельности фонда сказываются колебания рынка? В первом квартале значительно просел рынок акций?

— Действительно, весь прошлый год рынок российских акций бурно рос. Но эта положительная динамика сменилась резкой коррекцией в начале этого года. По итогам первого квартала индекс ММВБ потерял почти 11%. Безусловно, это может сказаться на результатах работы НПФ, потому что акции — один из инструментов для вложения.

Однако важно понимать, что квартальная доходность — это промежуточные показатели. Во-первых, она не начисляется на счета, на счета клиентов фонды начисляют только годовую доходность. Во-вторых, короткие периоды для пенсионных денег не релевантны. Период накоплений в НПФ длительный, поэтому и пенсионные деньги длинные. Их доходность нужно оценивать на долгосрочных периодах, от трех-пяти лет, и выводы об эффективности вложений делать по ним. Оптимально, чтобы увидеть объективную картину, смотреть нужно на показатели за последние пять-восемь лет.

— Что стало драйвером пенсионной отрасли в 2016 году и какие планы по развитию у вас как у одного из крупнейших участников рынка?

— В условиях продолжающейся заморозки пенсионных накоплений и подготовки к запуску системы индивидуального пенсионного капитала у рынка по-прежнему остается два источника прироста: привлечение новых застрахованных лиц и инвестиционный доход. Для ключевых финансовых групп, консолидирующих пенсионный бизнес, добавляется еще один: рост в результате присоединения НПФ, что дает перспективы для дополнительных предложений клиентам и кросс-продаж.

Мы — одна из немногих групп на рынке с непрерывным развитием. Игроков с таким интенсивным приростом в течение одного года нет. В прошлом году «Будущее» приобрело три фонда — НПФ «Уралсиб», «Наше Будущее», «Образование», в начале этого года закрыло сделку по покупке акций НПФ «Социальное развитие». Смешанная стратегия роста за счет приобретения фондов и органического наращивания объемов бизнеса позволила нам войти в пятерку российских компаний — лидеров пенсионного рынка. Суммарный объем активов под управлением по итогам прошлого года составил 291,8 млрд руб., это около 12% от общего объема рынка НПФ. И сейчас, когда периметр группы окончательно формируется, предыдущие шаги должны дать свои результаты. Число наших клиентов достигает 5 млн человек, и это уникальная клиентская база, для которой сейчас мы будем развивать кросс-продажи, обслуживание, дистанционный сервис.

— В чем необходимость присоединять фонды группы к НПФ «Будущее»? Почему не оставить каждый из них развиваться в соответствии со своей стратегией?

— Объединение фондов — управленческих, финансовых, человеческих ресурсов — всегда дает мощную синергию. Она позволяет совершенствовать корпоративное управление, а значит, быть стабильнее в условиях рыночной экономики, эффективнее справляться с внешними вызовами. На сегодняшний день пенсионные фонды финансовой группы «Будущее» — это команда из всех секторов финансового рынка: банковского, страхового, пенсионного. Мы непрерывно наращиваем экспертизу, заимствуем лучшие бизнес-практики у присоединяемых фондов, свои отлаженные процессы распространяем на них. В конечном итоге консолидация обеспечит в фондах единые механизмы принятия решений, операционной деятельности, общий подход в формировании инвестиционных стратегий. В итоге вся деятельность оптимизируется, становится органичнее.

Кроме того, для фондов консолидация — это всегда вызов. На фоне одновременно проходящих процессов консолидации негосударственных пенсионных фондов внутри группы, что само по себе требует существенных затрат и ресурсов в структуру группы, мы обязаны продемонстрировать непрерывность бизнес-процессов, ведь мы продолжаем работать для действующих клиентов.

В 2016 году в НПФ «Будущее» параллельно с привлечением и удержанием клиентов происходило присоединение трех НПФ. Фонд перешел на отчетность по единому плану счетов, усовершенствовал систему риск-менеджмента, запустил пилотные стресс-тесты. Это большая нагрузка, которую мы успешно выдержали.

И это — необходимость для дальнейшего развития. Аккумуляции ресурсов от фондов требует отрасль. За последние три года издержки рынка возросли, контроль регулятора усилился: фондам сегодня нужно инвестировать в совершенствование процедур управления и развитие систем риск-менеджмента. В конечном счете все это направлено на соблюдение интересов застрахованных лиц. Но издержки возрастают, и логично, что увеличивать надо и объем бизнеса.

— То есть присоединения — это, по сути, вынужденный шаг?

— Это тренд рынка. Мы растем в условиях тектонических сдвигов в системе. За последние три года ландшафт пенсионного рынка изменился кардинально, произошли серьезные структурные изменения, и НПФ в хорошем смысле слова уже не те, что были раньше. Это не карманные пенсионные фонды предприятий, а финансовые институты, способные и готовые участвовать в экономике страны.

Для этого создана вся необходимая инфраструктура — завершено формирование системы гарантирования накоплений, выстроены механизмы управления рисками. Ведущие НПФ сегодня принимают и активное участие в формировании профессиональных стандартов отрасли, содействуют регулятору рынка в создании нормативной и процедурной базы. Именно объединяясь в крупные финансовые холдинги под управлением опытнейших бизнес-команд, фонды смогут работать по-настоящему эффективно.

— Но с другой стороны, в чем плюс для клиента от объединения?

— При соблюдении соотношения риск — доходность любая инвестстратегия в долгосрочной перспективе даст сопоставимые результаты. Мы работаем на одном рынке, крупных разрывов не будет, тем более с учетом тех ограничений на инструменты инвестирования, которые вводятся сегодня. Наибольший потенциал реализуют те финансовые группы, кто сможет обеспечить лучший сервис. Кому удастся построить принципиально новую среду, экосистему с защищенными правами потребителя и востребованным продуктовым предложением, у кого получится стать открытым, прозрачным, надежным финансовым партнером. Как это сегодня происходит в банках. И вот здесь решающую роль сыграет экспертиза, потому что качество сервиса крупные игроки смогут обеспечить именно за счет синергии ресурсов и компетенций, эффективности управления, оптимизации операционных расходов. Мы двигаемся в этом направлении.

— Как вы планируете этого добиваться?

— Мы общаемся с клиентом, оптимизируем службу обслуживания. Сегодня у нас менее 1% неотвеченных вызовов. При росте бизнеса и числа обращений почти вполовину численность персонала у нас не растет пропорционально. В группе работает сразу несколько каналов дистанционной коммуникации с фондами, мы готовим к запуску новый полнофункциональный личный кабинет, и, что важно, смотрим, как те же тренды использования цифровых технологий и удаленного обслуживания реализовать в отношениях с бизнес-партнерами. Эффективное сотрудничество на современном финансовом рынке — залог успеха. Партнеры тоже смотрят на нас как клиенты — сможем ли мы, например, предложить лучшие технологии для заключения договора?

— О каком сервисе может идти речь, если сегодня клиент обращается в НПФ максимум два раза — для перевода накоплений и для назначения пенсии?

— Наша задача — создать для клиента потребность и условия контактировать с нами чаще, сделать общение не только постоянным, но и полезным. Обслуживание, помощь в финансовом планировании, взаимодействие на разных этапах жизни, а не только при наступлении пенсионного возраста. Сегодня для этого создана вся инфраструктура, которую нужно наполнить правильным содержанием.

Сколько фондов три года назад имели полноценные личные кабинеты на сайтах, общались с клиентом в социальных сетях, имели отлаженные технологии работы в контактных центрах? Во многих ли банках три года назад вы могли заключить договор на пенсионное обслуживание? И насколько удобной была эта услуга, сколько времени отнимала?

Сегодня мы заключаем договоры обязательного пенсионного страхования в десяти крупных ритейловых банках, общей сетью более 2 тыс. отделений. Договор заключается не дольше 10 минут, и 90% — через систему электронного документооборота, то есть быстро, просто, по защищенным каналам связи, без печатей и доверенностей.

Сейчас все происходит по-другому. Рынок стал сложнее, интереснее и вместе с тем цивилизованнее. НПФ постепенно встраиваются в ту финансовую инфраструктуру, которую сформировали банки и страховые компании совместно с ритейлом, и общение с клиентом становится более простым и удобным. Следующий шаг — наполнение этого общения новыми смыслами.

— Насколько перспективными могут быть дополнительные продажи, учитывая узость линейки пенсионных продуктов, законодательные ограничения на маркетинг в пенсионных фондах?

— Мы уже разрабатывали поправки к 75-ФЗ, касающиеся ограничения маркетинга в НПФ, и намерены продолжать эту работу.

— Сегодня пенсионные фонды работают в условиях ограничения на инвестиции. В чем преимущество крупных групп с точки зрения инвестиционной деятельности?

— Крупные пенсионные группы — это серьезные институциональные инвесторы, необходимые для развития бизнеса и инфраструктуры. Укрупнение фондов позволяет быстрее находить якорных инвесторов на проект, а значит, реализовываться самим проектам.

Новости и материалы
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Все новости