Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Министерство ограниченного развития

Медведвев предложил переназначить Орешкина главой Минэкономразвития

Максим Орешкин сохранил пост главы Минэкономразвития, впрочем, само министерство ждут непростые времена. Передача торгпредств от Минэка в Минпромторг сократит бюджет ведомства Орешкина в среднем на 54,2% — 62,7%. В новое правительство Минэк входит с потерей полномочий, секвестром своего бюджета, а также с заметным снижением своего аппаратного веса.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в пятницу предложил президенту Владимиру Путину переназначить на должность главы Министерства экономического развития Максима Орешкина, передает корреспондент «Газеты.Ru». «Министр экономического развития Орешкин Максим Станиславович», — сказал Медведев, перечисляя список представленных президенту кандидатур в новое правительство. Приказ о переназначении Орешкина главой Минэка, как и утверждение состава правительства, Путин обещал подписать до конца дня.

Максим Орешкин возглавил Минэкономразвития в ноябре 2016 года после ареста предыдущего главы ведомства Алексея Улюкаева. «Я считаю себя реалистом. И если динамика и факторы будут указывать на то, что ситуация будет ухудшаться, я буду первый, кто об этом скажет. Но по жизни — да, действительно, я оптимист. Потому что без оптимизма очень сложно добиваться результатов, сложно двигаться вперед», — харакатеризовал себя в интервью «Газете.Ru» Орешкин.

Впрочем, в новое правительство Минэкономразвития входит на минорной ноте. Во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с Владимиром Путиным предложил передать торговые представительства России за рубежом от Минэка к Минпромторгу, таким образом сократив функционал ведомства Орешкина.

Минэкономразвития теряет деньги

Деятельность Минэкономразвития финансируется из федерального бюджета по статье «Общегосударственные вопросы», на которую в 2018 году выделено 9,4 млрд руб. Почти такая же сумма в прошлом году была зарезервирована за ведомством и на 2018 и 2019 годы. Это те деньги, которыми министр экономического развития может распоряжаться самостоятельно. Остальные 170 млрд руб, относящиеся по ведомственной структуре расходов федерального бюджета к Минэкономразвития, распределены между госпрограммами по направлениям «национальная экономика», «ЖКХ» и «здравоохранение» и имеют других конечных получателей.

Из выделенных на деятельность министерства денег 5,1 млрд руб или 54,2% бюджета ведомства Максима Орешкина принадлежат торгпредствам по статье «развитие деятельности торговых представительств РФ». Еще 10% распределены на расходы по различным видам международных отношений и сотрудничества. Поэтому на функционирование самого Минэкономразвития остается около 3,5 млрд руб в год. Из этой суммы платятся зарплаты, обеспечивается деятельность ведомства.

После передачи торгпредств в Минпромторг министру экономического развития Максиму Орешкину предстоит передать вместе с загрансобственностью и их финансирование.

Оспорить он может только около 900 млн рублей, если сохранит за ведомством подразделения, отвечающие за международное сотрудничество, представительство в ВТО и Всемирном банке. В среду 16 мая Максим Орешкин сказал, что «внешнеэкономический блок, конечно же, остается в Минэкономразвития». «Тема ВТО, торговых переговоров, тарифов, конечно же, останется у нас, здесь ничего не меняется», — подчеркнул министр. В прежние годы министры экономики активно пользовались сетью загранпредставительств как во время собственных переговоров, так и при выработки своей позиции по развитию международного экономического и торгового сотрудничества.

После передачи сети торгпредств в Минпромторг Максиму Орешкину предстоит заниматься обеспечением своей международной деятельности либо своими силами, либо просить помощи у ведомства Дениса Мантурова.

По словам Орешкина, для передачи торгпредств будет создана совместная комиссия Минэкономразвития и Минпромторга, которой будут руководить замминистра экономического развития Азер Талыбов и замминистра Минпромторга Василий Осьмаков. «Передача произойдет максимально быстро и эффективно», — пояснил министр. В министерстве пояснили, что финансирование центрального аппарата в связи с передачей торгпредств не сократится.

Проектная недостаточность

Сворачивание функций Минэкономразвития на федеральном уровне началось в апреле 2017 года, когда правительство передало полномочия в сфере госзакупок от Минэкономразвития Минфину. Компенсировать потерю полномочий Максим Орешкин попытался развитием новых управленческих технологий — проектным управлением.

В начале 2018 года источники «Газеты.Ru» в Белом доме называли возможную передачу координации всеми приоритетными проектами в Минэкономразвития. Полномочия освободились после перехода в РЭЦ Андрея Слепнева, отвечавшего за них в Белом доме. В мае, сразу после выборов, президент Владимир Путин решил трансформировать приоритетные проекты в национальные.

Впрочем, сразу после своего переназначения в мае 2018 года на пост премьер-министра Дмитрий Медведев решил не передавать курирование проектов в Минэк, рассказали «Газете.Ru» источники. Департамент по приоритетным проектам сохранится в Белом доме и при новом правительстве. Кроме того, премьер-министр уже начал подбор кандидатов на пост нового руководителя департамента. Предполагается, что это место будет предложено заместителю министра экономического развития Олегу Фомичеву.

За Минэкономразвития пока сохранены только три проекта: повышение производительности труда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, а так же инфраструктурная ипотека.

Проект «повышение производительности труда» правительством был одобрен еще в августе 2017 года. При этом стоимость предлагаемых затрат для федерального бюджета относительно небольшая — всего 29,7 млрд руб. до 2020 года.

Проект поддержки малого бизнеса действует с 2016 года. А сама поддержка осуществлялась и раньше. Но по итогам 2017 года Счетная палата обнаружила сокращение числа работников малого бизнеса за период 2015-2017 годов на 11% при росте сами малых предприятий на треть. Минэкономики тогда объясняло проблемы недофинансированием почти на треть и смещением грантов в сторону инновационных производств. Увеличить финансирование МСП не получается из-за жесткой позиции ЦБ уже не первый год.

Продвижение проекта инфраструктурной ипотеки Минэкономразвитию в Белом доме не дается до сих пор. Проблема в предлагаемом создании государственного Фонда инвестиций в инфраструктурные проекты. Средства на гранты этого фонда Максим Орешкин предлагал привлекать с рынка под госгарантии, на которые требовалось до 300 млрд руб. на 2018–2020 годы. Минфин эту идею заблокировал.

Не удалась и прошлогодняя попытка министерства перехватить инициативу у Минфина по обсуждению налоговой политики с деловым сообществом — процесс встал после перехода куратора этой темы Станислава Воскресенского с поста замминистра на должность губернатора Ивановской области.

Единственная функция, закрепленная за Минэкономразвития и пока никем не оспоренная, это подготовка и формирование макроэкономического прогноза, который используется Минфином для формирования федерального бюджета. Но в Минфине научились корректировать этот прогноз на стадии подготовки так, что бы противостоять попыткам Минэкономики ухудшить бюджетные показатели в пользу экономического роста.

В результате функции Минэкономразвития оказались существенно урезаны, а их замены на равнозначные по степени влияния в структуре федеральных органов власти не произошло. Впрочем, в среду 16 мая Максим Орешкин, комментируя потерю торгпредств, утверждал, что «полномочия будут меняться не только в этой части, они будут меняться в других частях в ближайшее время, когда новое правительство сейчас устаканится». По его словам, «вы увидите определенные изменения, которые не зафиксированы еще в этом указе. Поэтому это более комплексная история с точки зрения полномочий функционала министерства».