Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

От ОПК к людям: как композитные материалы идут в народ

Как трансформировать разработки ВПК для использования в гражданской промышленности

За композитными материалами — будущее, сначала их применяли в военной авиации, теперь – в гражданском транспорте и городской инфраструктуре. Прочные и экологически безопасные композиты позволят построить мост от континента до Сахалина и помочь в освоении Арктики, рассказал «Газете.Ru» гендиректор научно-производственного предприятия «АпАТэК – Прикладные перспективные технологии» Андрей Ушаков в рамках спецпроекта о бизнесе в России.

С небес на землю

Генеральный директор научно-производственного предприятия АпАТэК Андрей Ушаков много лет занимался прорывными технологиями в авиастроении и работал в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ). Специалист в области прочности композиционных материалов, доктор технических наук участвовал в создании МИГ-29, Ту-160 и других самолетов. В 1991 году Ушаков создал предприятие для внедрения опережающей свое время технологии — композитных материалов не в оборонке и авиастроении, а в гражданских отраслях промышленности. Их применение в таких массовых и одновременно «консервативных» секторах как транспорт и строительство — гораздо полезнее для общества, считает Ушаков.

Композитные или композиционные материалы — это сложные структуры из нескольких компонентов и пластичного связующего (матрицы). Сочетание разнородных веществ в композитах позволяет создать прочные и легкие материалы, которые зачастую превосходят традиционные. В СССР композитные материалы активно применялись в оборонной промышленности, прежде всего, в аэрокосмической отрасли и авиастроении.

«В ЦАГИ я был ведущим специалистом по целому ряду перспективных изделий, которые в том числе сегодня олицетворяют технический прогресс нашей страны спустя более чем 30 лет. Это сотрудничество с ОКБ Сухого, ОКБ МиГ и комплексом имени Антонова. У меня в ведомстве были и планеры, и спортивные самолеты типа высокоманевренного Су-26. Это была первая сфера, где начали широко применять композиты», — рассказывает Ушаков.

В 1990-е проводилась конверсия оборонной промышленности или перевод ВПК на выпуск гражданской продукции. «Это был способ перестройки оборонно-ориентированного хозяйства ближе к людям. Я попал в межведомственную комиссию по конверсии и стал знакомиться не только с авиационными заводами, но и с автомобилестроением и сельскохозяйственным машиностроением.

Я понял, что мои знания — это ничто по сравнению с теми проблемами, которые реально интересуют наш народ: чтобы машины были качественные, чтобы комбайны не ломались и так далее.

Тогда я увлекся новыми технологиями, а о композитах говорить было бессмысленно, везде применялся метал, традиционные материалы», — говорит глава предприятия.

В 1991 году ученый собрал высококвалифицированных технологов и конструкторов, предложив им организовать предприятие для продвижения композиционных материалов в новые области применения. «Я сказал, что мы будем заниматься всем, кроме авиации. И это основной принцип, который мы реализовали достаточно успешно», — говорит Ушаков.

Пальма первенства

Продукция «АпАТэК – Прикладные перспективные технологии» сегодня применяется на массовых рынках гражданской сферы: железные дороги, автомобильные дороги, мосты, инфраструктура, энергетика и др. При этом основной областью применения композитов является транспорт.

«В области гражданского применения мы первые, кто стал применять композитные материалы на таком уровне. Думаю, что первые даже в мире. Ранее эти материалы рассматривались как достаточно экзотичные, и всю норму прибыли они получали только в отраслях, которые были связаны с оборонным комплексом – как у нас, так и за рубежом. И массовое применение композитов в народном хозяйстве, особенно в инфраструктуре транспорта — это, я думаю, наша заслуга в первую очередь», — говорит Ушаков.

На международной выставке JEC Composites Show в Париже предприятие три раза получило Гран-при, при этом соревнуясь с крупными международными компаниями, например, с Boeing. «Есть много продвинутых фирм, но, когда ты спрашиваешь, на чем деньги зарабатывают — это оборонка, авиастроение, ракетостроение, спорт, например, «Формула-1», где килограмм изделия стоит от сотен до десятков тысяч долларов. А мы выпускаем изделия, которые стоят 3-6 долларов за килограмм. При этом уровень ответственности наших изделий гораздо выше, чем, положим, самолет-истребитель», — объясняет Ушаков.

Предприятие активно работает в сфере железных дорог. Одним из достижений в период с 1993 по 1995 год стало создание композитной накладки для изолирующих стыков железнодорожного пути и ее внедрение по всей сети железных дорог в России. Эта разработка также эксплуатируется в Белоруссии, Казахстане, странах Прибалтики и на рельсовых путях метро российских городов. «Наша инфраструктура железных дорог с точки зрения применения композиционных материалов — самая передовая в мире», — отмечает директор предприятия.

Среди других важных проектов — создание первого отечественного рельсошлифовального поезда в 1999 году, первого российского цельнокомпозитного моста, все элементы которого изготовлены из стеклопластика, в 2004 году, первого в мире танк-контейнера из композитных материалов для перевозки особо опасных грузов в 2015 году.

«Мы являемся очень необычным предприятием. Все мои зарубежные друзья говорят, что я должен углубиться во что-то одно, в то время как области применения наших знаний абсолютно разные. Поэтому главный наш потенциал — это инжиниринговый центр, который был создан в 1998 году. Самое главное — это не деньги, а возможности решать круг задач, которые другие предприятия решить не могут», — говорит Ушаков.

Мост до Сахалина и освоение Арктики

Гендиректор предприятия выделяет как самые перспективные три направления для развития композитных материалов и их применения.

«Первое направление — это разработка крупногабаритных конструкций, например, балок из композиционных материалов. Этот продукт перевернет весь мир с точки зрения того, что, учитывая удельный вес и эффективность, можно строить мосты, например, от Сахалина до континента. Сегодняшние строительные материалы не позволяют делать даже длинные мостовые пролеты», — говорит Ушаков.

Композитные балки — это единственно возможный способ организации движения высокоскоростных поездов, считает ученый. На западе используют балластную призму, то есть укладывают балласт на землю, а в Китае используют эстакады, которые наносят вред окружающей среде. «Композитное» решение было бы для России наиболее эффективным и экологически безопасным, указывает директор предприятия.

Второе направление — это термопластичные материалы, которые во многом помогут решить экологические проблемы будущего. «Термопласт решает все те вопросы, которые сегодня решает металл, только без экологических ударов», — говорит ученый.

«Третья задача — это, безусловно, освоение Арктики. Много об этом говорят, но строительных материалов нет, чтобы это делать. Если использовать тот же бетон для постройки, когда добыча закончится, город превратится в брошенные руины. А города должны перемещаться вместе с людьми. Это можно сделать, только если у вас материал легкий, транспортабельный, с хорошей ремонтопригодностью», — объясняет Ушаков, добавляя, что за полярным кругом уже используется продукция предприятия.

Взгляд в будущее

На предприятии сейчас работает 350-400 человек, половина из которых — высококвалифицированные инженеры. Продукция применяется в 25-30 странах мира, включая Китай, западноевропейские страны и страны Прибалтики.

По словам Ушакова, сейчас ведется работа с Корпорацией МСП и РЭЦ в части оказания содействия по сертификации продукции в Китае. Кроме того, предприятие использует сервисы портала бизнес-навигатора МСП.

«Месяц назад зарегистрировались на портале бизнес-навигатора МСП. Используем его для продвижения продукции. Мы уже сейчас получаем обратную связь», — говорит Ушаков, отмечая, что ведутся переговоры с РЖД и рядом других крупных компаний.

«Бизнес лично для меня не представляет интереса с точки зрения его расширения, потому что в некотором смысле это не бизнес, это хобби, любимое дело. С точки зрения тиражирования опыта АпАТэКа в нашей стране, я считаю, что таких предприятий как АпАТэК в нашей стране должно быть много, в каждом регионе. Я не против такой конкуренции», — заключает директор предприятия.

Новости и материалы
Экс-руководитель магаданской Росавиации отправлен в СИЗО
Глава МИД КНР рассказал, чем обернется конфликт США и Китая
Россиянам объяснили, почему нельзя выучить язык по приложению
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Все новости