Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Трамп против «Суперджета»: лайнер не долетел до Ирана

ГСС решили временно отказаться от поставок самолетов SSJ-100 в Иран

Российские лайнеры SSJ-100 пока не будут поставляться в Иран. Как выяснилось, в самолете более 20% комплектующих из США, а исламская республика находится под санкциями. Но компания «Гражданские самолеты Сухого» не оставляет попыток выйти на ближневосточный рынок. В частности, подписано рамочное соглашение на 12 «Суперджетов» с перевозчиком из ОАЭ. Между тем проблемы с постпродажным обслуживанием и надежностью SSJ-100 остаются, и некоторые авиакомпании отказываются от эксплуатации этого самолета.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) отказалась от поставок самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в Иран.

«Мы приняли твердое решение пока отказаться от продажи самолетов в Иран в нынешних условиях с учетом наличия 22% прямого американского оборудования»,

— заявил президент ГСС Александр Рубцов на пресс-конференции во время авиасалона BIAS-2018 в Манаме, столице Бахрейна, который проходит 14-16 ноября.

Присутствие в базовой версии лайнера более 10% комплектующих из США требует выдачи властями Соединенных Штатов экспортной лицензии на продажу самолета. По словам Рубцова, компания вернется к вопросу поставок «Суперджетов» в Иран, «как только мы уйдем ниже 10%».

Меморандумы о намерении поставить 40 штук SSJ-100R (с минимальной долей импортных компонентов) двум иранским авиакомпаниям ГСС подписала в апреле этого года в рамках авиасалона Eurasia Airshow в Турции. Предполагалось, что лайнеры будут поставлены в Иран до 2022 года.

Рубцов тогда говорил, что поставка таких «русифицированных» самолетов не будет попадать под санкции США. По всей видимости, компания пока не в состоянии быстро провести импортозамещение.

Но ГСС продолжает попытки выйти на ближневосточный рынок. На авиасалоне в Бахрейне компания подписала соглашение о намерениях на приобретение самолетов SSJ-100 с чартерным перевозчиком Alexcina LLC, базирующимся в Дубае (ОАЭ).

Самолеты могут быть поставлены как в дочернюю компанию Alexcina Airways, так и другим заказчикам Alexcina LLC, уточнила пресс-служба российского авиапроизводителя. Конфигурация воздушных судов, сроки поставки и другие детали будут уточняться в ходе дальнейших переговоров, отметили в компании.

Отмечается, что стороны намерены продолжить переговоры о поставках до двенадцати самолетов SSJ-100 для дальнейшей эксплуатации в странах Ближнего Востока и других регионов.

По словам Рубцова, «ближневосточный рынок — один из приоритетных для «Сухого», а начало поставок самолетов планируется на следующий год.

Правда, все еще может измениться, ведь это не твердый контракт. Кроме того, ГСС подписали соглашение о сотрудничестве с компанией из Бахрейна Capital Impact по продвижению российской авиатехники в странах Персидского залива.

В целом регион, по мнению экспертов, весьма привлекателен для российских авиапроизводителей.

Там меньше политических рисков и нет санкционных ограничений, не предвидится проблем с организацией финансирования поставок. Вопросы по сертификации не возникают. В то же время экономика и перевозки авиатранспортом в регионе растут, отмечает руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

ГСС давно уже присматривается к этому рынку, подкрепляя свой интерес и демонстрацией самолета, и многочисленными раундами переговоров с различными потенциальными интересантами. Нынешнее подписание — закономерный итог этой работы,

добавляет эксперт.

SSJ-100 способен летать лишь на относительно небольшие расстояния (1,5-2,5 тысячи км) и может использоваться, в основном, для региональных перевозок. Таким образом, ГСС не представляет особого труда найти своего клиента среди чартерных компаний, организующих перевозки в небольших странах, рассуждает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.

При этом надо отметить, что соглашение о намерениях — это еще не твердый контракт, добавляет она.

Между тем «Суперджеты» заработали себе репутацию не очень надежных самолетов, а система постпродажной поддержки у ГСС продолжает желать лучшего. На днях СМИ сообщили о том, что от использования четырех самолетов SSJ-100 отказалась авиакомпания Brussels Airlines.

Как отмечала в начале ноября газета «Коммерсантъ», перевозчик брал их в лизинг у ирландской CityJet, а минувшим летом столкнулся с рядом поломок.

Так как многие руководства по эксплуатации не были переведены с русского языка, компания была вынуждена связываться со специалистами из российский техподдержки, на что уходило немало времени. В результате задерживались и отменялись рейсы.

Аналогичные проблемы возникли в этом году у российской авиакомпании «Якутия»: по данным Рсоавиации, третий месяц подряд перевозчик держится в лидерах по числу задержек рейсов.

В первом полугодии 2018 года пассажиропоток «Якутии» упал на 2,7%, а летом рейсы регулярно задерживались. По предписанию Росавиации компания также была вынуждена на 10% снизить свою чартерную программу.

«Мы на своем опыте испытали все проблемы эксплуатации новых типов воздушных судов. И на сегодня ориентируемся уже на самолеты Boeing, у которых запасные части поставляются быстро и это налаженная система по всему миру»,

— заявила ранее директор «Якутии» Ольга Федорова.

10 октября в аэропорту Якутска один из самолетов SSОО-100 во время приземления выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и получил значительные повреждения. Восточносибирская транспортная прокуратура организовала проверку. Росавиация, в свою очередь, также выявила нарушения в работе компании и запретила «Якутии» с 5 ноября выполнять международные рейсы.

Похожий случай произошел 10 ноября с «Суперджетом» авиакомпании «Аэрофлот». Самолет начал движение во время нахождения на стояночном тормозе. После осмотра судна и сцепного устройства на нем обнаружили срезание болтов.

Сотрудники инженерной службы аэропорта заменили болты и продолжили буксировку, но при вытягивании самолета произошел срыв сцепного устройства с передней стойки шасси. В результате рейс был задержан на 17 часов.

Эксперты ранее отмечали, что основные сложности SSJ100 связаны именно с постпродажным обслуживанием самолета.

Так, один из крупнейших эксплуатантов лайнера — мексиканский авиаперевозчик Interjet — не первый год испытывает с ним сложности. В начале 2017 года СМИ писали о том, что авиакомпания была вынуждена вывести 11 самолетов SSJ100 из эксплуатации для ремонта после обнаружения дефектов на узлах стабилизатора.

Ходили слухи, что из-за отсутствия комплектующих один из лайнеров был «каннибализирован» (разобран на запчасти). ГСС позже опровергли эту информацию.

В сентябре в ряде иностранных изданий появились сообщения, что Interjet и вовсе ведет переговоры с ГСС об обратной продаже всего парка российских самолетов из-за проблем с их техническим обслуживанием. Официально эти сведения не подтвердились.

Наличие проблем с «Суперджетами» признает и руководство ГСС. По словам Александра Рубцова, доля исправных SSJ в парках авиакомпаний-эксплуатантов сейчас составляет 66-70%.

​«Нашей целевой задачей является 75% исправности парка, я думаю, она будет реализована в ближайшие года полтора», — сказал он в интервью телеканалу «Россия-24».

Эксперты не раз отмечали, что главная загвоздка не в исправности российских лайнеров — ломаются и «боинги», и «айрбасы» — а в поставках запасных частей и комплектующих.

«Выделение финансирования на создание складов, включение механизмов поддержки экспорта — это и есть решение проблемы», — подчеркивает Пантелеев.

Новости и материалы
Экс-разведчик заявил, что посольства Украины участвуют в вербовке наемников
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
В ДНР заявили о переброске ракет ATACMS на территорию Украины
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
В Китае заявили о стабилизации отношений с США, но есть детали
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
Защита обжалует приговор «крабовому королю» Кану
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Все новости