Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Транспорт

Boeing не летит? Как 737 MAX подкосил компанию

Boeing может остановить выпуск 737 MAX

Boeing переживает худшие времена. Компания отчиталась об убытках за второй квартал 2019 года на сумму почти $3 млрд. На данный момент не исключается даже временный отказ от производства лайнеров 737 MAX, ставших головной болью для руководства после двух авиакатастроф и последовавшего запрета на их эксплуатацию. Пока Boeing отчаянно пытается спасти свои самолеты, в выигрыше останется главный конкурент — Airbus. Эксперты между тем считают, что компании стоит воспользоваться советом Трампа и провести ребрендинг лайнера.

Самый продаваемый и главный пассажирский самолет в узкофюзеляжной линейке Boeing, то есть 737 MAX, стал для компании большой проблемой. Накануне американская корпорация представила результаты за второй квартал 2019 года, которые войдут в историю как самые худшие.

Чистый убыток во втором квартале составил $2,9 млрд (или $5,21 на акцию). Выручка во втором квартале упала на 35% — до $15,8 млрд. Эти цифры гораздо хуже ожиданий, ранее предполагалось, что квартальная выручка Boeing снизится с $24 млрд лишь до $20 млрд.

Причина одна и самая главная — простой самолетов модели 737 MAX, на полеты которых действует запрет практически по всему миру. Приостановка эксплуатации длится с марта — гораздо дольше, чем предполагали в компании. И пока надежды на возврат 737 MAX в небо остаются висеть на волоске и зависят от американских властей. Поставки Boeing заказчикам упали на 54% — до 90 единиц против 194-х годом ранее, следует из отчета за апрель-июнь.

В день публикации отчета информация об убытках привела к снижению акций Boeing на 3,12%.

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) пока затягивает c cертификацией таких лайнеров. Повторную проверку проходит обновленное ПО самолетов. В американском ведомстве заявляют, что отменят запрет, когда сочтут лайнеры безопасными.

По самому оптимистичному сценарию Boeing завершит модернизацию и подачу обновленной документации в FAA в сентябре и теоретически через две недели запрет на полеты будет отменен. Однако ранее источники The Wall Street Journal указывали, что вернуться к эксплуатации лайнеры 737 MAX cмогут не раньше 2020 года.

Пессимистичный сценарий для 737 MAX прозвучал из уст CEO Boeing Денниса Мюлленберга. После публикации квартального отчета он сделал заявление, в котором допустил отказ от производства лайнеров на неопределенное время. Boeing не может бесконечно нести расходы за хранение непоставленных заказчикам самолетов, ответил топ-менеджер авиакорпорации.

«Эти варианты могут включать временный шатдаун. Это не то, чего мы хотим, но альтернатива, к которой мы должны подготовиться», — сказал Мюлленберг.

Для авиакомпаний это не очень хорошая новость, отметил в беседе с «Газетой.Ru» главный эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.

«Если решение по MAX не будет найдено, сертификат не будет восстановлен, то, соответственно, решение здесь за Boeing. У них есть вероятная возможность возобновить производство самолетов 737-800. И в любом случае есть Airbus, который поставляет точно такие же самолеты: A320, A319, A321, поэтому рынок — если это будет задержка на год-два — переживет это», — отметил эксперт.

По его словам, временная приостановка производства 737 MAX может привести к подорожанию самолетов Airbus.

«Это может привести к тому, что цены на Airbus могут подрасти. То есть для авиакомпаний это в любом случае не очень хорошая новость», — говорит Борисов.

Кроме главного конкурента, в выигрыше могут быть и лизинговые компании, считает он.

Те, кто не получат 737 MAX, скорее всего, будут срочно переориентироваться на лизинговые машины — «соответственно, стоимость лизинга может подрасти», констатирует эксперт.

Сменить название

Отказаться от 737 MAX компания не может, подчеркивает в беседе с «Газетой.Ru» авиаэксперт Владимир Карнозов. В линейке узкофюзеляжных самолетов 737 MAX альтернативы нет.

«Boeing может отказаться от названия 737 MAX, вместо него ввести некое новое на уже модернизированную модель», — предполагает эксперт.

Кстати, именно такое решение предлагал в апреле президент США Дональд Трамп.

«Что я знаю о брендинге, может быть, ничего (но я стал президентом!), однако на месте Boeing, я бы исправил 737 MAX, добавил некоторые дополнительные отличные опции и провел ребрендинг самолета, выпустив под новым именем. Ни один продукт не пострадал так, как этот», — написал он в твиттере.

По словам Карнозова, вся сборочная линия производства сделана под 737 MAX, какую-то другую модель или даже другие детали на ней производить «очень проблематично».

«Просто отказываться от линейки узкофюзеляжных самолетов Boeing не будет, потому что это огромная часть его бизнеса. А кроме 737 MAX прямо сейчас у них ничего в линейке нет», — подчеркивает собеседник «Газеты.Ru».

С технической точки зрения авиакорпорация сможет исправить проблемы, однако с последствиями для репутации компания будет бороться долгие годы, добавляет он.

Напомним, эксплуатация и поставки самолетов Boeing 737 MAX резко прекратились после двух катастроф с самолетами 737 MAX.

В октябре 2018 года разбился самолет компании Lion Air, жертвами стали 189 человек, а в марте 2019-го упал лайнер Ethiopian Airlines — тогда погибли 157 человек. Компания обещала выплатить компенсации родственникам погибших, ей также предстоят судебные разбирательства со своими пилотами.

Следствие предварительно показало сходство происшествий. В обоих лайнерах перед крушением сбой дала система автоматического управления MCAS.