Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Военные рельсы: почему падают «закрытые» траты России

«Секретный» раздел российской экономики сократился до 4,6% ВВП

Россия сократила траты по «закрытым» статьям до 4,8 трлн рублей в 2018-м году – это примерно 4,6% ВВП, подсчитали в РБК. Более актуальными данными, например за 2019-й год, Росстат еще не успел поделиться, но некоторые эксперты уверены, что сокращение этих расходов вполне может стать тенденцией, учитывая, что в этот раздел включаются вооружения и интеллектуальная собственность, а пик трат на перевооружение в России уже прошел.

«Закрытая» статья российских расходов в 2018-м году сократилась второй год подряд, подсчитало РБК, основываясь на данных Росстата. Более актуальной информации, например за 2019-й год, еще нет, поскольку ведомство не успело ее опубликовать. Но уже сейчас можно сказать, что «секретные» траты России устойчиво сокращаются в абсолютных числах: после существенного роста в 2016-м году до 5,1 трлн рублей они плавно снизились до 4,8 трлн в 2018-м.

В «секретные» статьи включаются траты на системы вооружения длительного пользования (то есть танки, самолеты, корабли и так далее) и интеллектуальную собственность вроде научных разработок, результатов разведки запасов полезных ископаемых, создание ПО и баз данных.

Исходя из остаточного принципа (вычитая из полной суммы расходов все, что не засекречено) РБК выяснило, что в 2018-м году траты на «закрытые» статьи в 2018-м году упали до 4,6%. Для сравнения, в 2015-м году аналогичный показатель составил 5%, а самый высокий был зафиксирован в 2016-м году: 5,9% от ВВП. Но это связано с тем, что в текущих ценах сам ВВП тогда был заметно ниже: 83 и 85 трлн рублей в 2015 и 2016-м соответственно, и 104,6 трлн в 2018-м.

Нынешнее снижение затрат можно объяснить тем, что пик запланированных трат на перевооружение российской армии уже прошел. «Сегодня пик госзаказа на НИОКР пройден, и мы переходим на серийные поставки», – говорила замминистра обороны Татьяна Шевцова в интервью телеканалу «Звезда». Вместе с ними, по словам Шевцовой, сокращаются и расходы на содержание Вооруженных сил в целом, а так же различную подготовку, в том числе и вневойсковую.

К заметному сокращению военных затрат может привести и нынешний кризис, вызванный пандемией коронавируса. Это следует из предложения Минфина о сокращении бюджетных ассигнований на госпрограмму вооружений в течение следующих трех лет на 5%. По оценкам экспертов, соответствующая сумма составит примерно 225 млрд рублей.

В нынешнем варианте госпрограмма вооружений, рассчитанная до 2027-го года, включает затраты на создание ЗРС С-500, двух МБК («Сармат» и «Рубеж»), замену «Тополей» на «Ярсы», принятие на вооружение истребителей 5-го поколения Су-57, модернизацию стратегических бомбардировщиков и так далее.

Впрочем, снижение затрат на перевооружение армии вряд ли сильно ударит по ее оснащенности современной техникой, уверены опрошенные РБК эксперты. В частности, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мараховский рассказал изданию, что доля современной военной техники в российской армии к концу этого года вырастет до 70%. То есть процесс перевооружения не будет остановлен: ранее замминистра обороны Алексей Криворучко говорил, что по итогам первого полугодия 2020-го этот показатель составлял 68,5%.

Кто кого

Если судить по итогам 2018-го года, совокупные расходы России на программы вооружения составили порядка $61,4 млрд: за счет этого страна заняла шестое место в рейтинге Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI). При этом данные института говорят, что в 2019-м году расходы России на вооружение все же выросли – до $65,1 млрд.

Соответствующие расходы США в разы выше: можно сказать, что на страну в целом приходится около 38% всех мировых расходов на оборонку. Так, в 2019-м году Вашингтон потратил на это $732 млрд, что в 11 раз выше соответствующих расходов Москвы.

Второе и третье места в этом рейтинге заняли Китай и Индия, потратившие на военные цели $261 и $71,1 млрд соответственно. Причем у обеих держав расходы продолжают расти, КНР потратила на 5,1% больше, чем в 2018-м году, а Индия – на 6,8%.

Впрочем, если эти цифры и показывают общую мировую картину, относиться к ним как к безусловно точным не стоит. Дело в том, что принципы, по которым SIPRI рассчитывает затраты разных стран на вооружение иногда вызывают вопросы у разных экспертов.

Одна из проблем, на которую обращают внимание специалисты, состоит в том, что для подсчета «военной ценности» аналитики SIPRI используют так называемые Trend-Indicator Values (TIV). И в них учитываются только «боевые платформы», то есть танки, вертолеты и боевые самолеты. А почти вся военная электроника, затраты на модернизацию и ремонт, участие в международной кооперации (когда несколько стран совместно создают какое-то оружие) остаются за бортом.

Новости и материалы
Кулеба порассуждал о справедливости, говоря о военнообязанных украинцах за границей
Подросток из Екатеринбурга угрожал сверстникам стрельбой в школе
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Все новости