Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Уже не важно»: бизнес о возвращении на «удаленку»

Российский бизнес рассказал о планах на случай новых жестких ограничений

В конце недели Сергей Собянин обратился к столичным работодателям с призывом отправить сотрудников обратно на удаленку. Опасения столичного мэра можно понять: в четверг в Москве выявили 1560 новых случаев заболевания — максимум с середины июня. В целом по стране картина тоже выглядит тревожно. По просьбе «Газеты.Ru» предприниматели из нескольких отраслей оценили перспективу полного возврата к дистанционной работе.

В четверг 24 сентября Сергей Собянин попросил столичных предпринимателей по возможности отправить своих сотрудников на удаленную работу, а уже на следующий день сам подал пример, объявив о переводе на этот режим 30% работников столичной мэрии. Кроме того, градоначальник рекомендовал москвичам старше 65 лет и больным хроническими заболеваниями не выходить из дома без особой надобности. Позже к «группе риска» власти причислили беременных и недавно родивших женщин.

Такие решения были приняты на фоне заметного роста заболеваемости. За последние сутки коронавирус выявлен у 7,2 тыс. человек по всей стране — самый высокий показатель с 23 июня.

И хотя в Роспотребнадзоре заявили об отсутствии второй волны коронавируса, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал журналистам, что в Кремле на данный момент не обсуждается введение более серьезных ограничений по стране, россияне помнят, что похожие слова звучали и перед началом первой волны, после чего страна отправилась на массовую самоизоляцию на три месяца.

«Газета.Ru» обратилась к предпринимателям из разных сфер и спросила, готовы ли они снова отправиться на полноценную удаленку.

В целом, большинство опрошенных компаний отнеслись к предложению Сергея Собянина с пониманием, а на деле они его даже предвосхитили. Там, где не предполагается непосредственное личное взаимодействие с клиентами бизнес в основном так и не вывел своих сотрудников с удаленки, а где-то предложил им гибридный режим.

Не надо никуда ходить

Представители непродовольственного ритейла, финансовых и других услуг не ожидают значительных проблем, даже если вернутся серьезные карантинные ограничения.

В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» «Газете.Ru» рассказали, что даже несмотря на ограничения в работе магазинов, перемещение товаров, снижение трафика торговых центров,

«М.Видео» и «Эльдорадо» смогли оперативно перестроить бизнес, перейти на онлайн-платформу и продолжать обеспечивать покупателей востребованными товарами. Для этого ритейлер наладил новые способы бесконтактной доставки, включая доставку до парковки, пеших курьеров из магазинов, партнерства с маркетплейсами, Почтой России, магазинами Пятерочка.

«Мы еще весной пересмотрели процессы таким образом, чтобы процесс покупки был безопасным как для сотрудников, так и для клиентов, весь процесс покупки даже в магазине можно совершить в смартфоне — от выбора до оплаты, без лишнего взаимодействия с другими людьми и очередей. Мы видим, как наши покупатели активно используют оплату в смартфоне при доставке, видеоконсультации, сканирование ценников через приложение для дополнительной информации о товаре», — отметили представители компании.

Как и во многих других компаниях, офис «М.Видео-Эльдорадо» на 90% перешел на удаленный режим еще в марте, а в сентябре сотрудникам предложили гибридный режим, при котором они посещают офис только при необходимости, по согласованным графикам и с обязательной сдачей анализов за счет компании. Продлить такой режим планируется до конца года.

«Помимо бесплатного тестирования и средств защиты в компании действует дополнительное страхование жизни и здоровья сотрудников и выплачивается материальная помощь при заболевании коронавирусом,

— подчеркнули представители ритейлера. — Для всех сотрудников работает бесплатный доступ к круглосуточной линии дистанционной медицинской помощи и психологическим консультациям, тренинги и лекции по организации комфортной работы из дома. Компания запустила «бесконтактный HR», целый ряд сервисов для сотрудников — оформление больничных, отпусков, трудоустройство, обучение и коммуникации проводятся дистанционно».

Что касается финансовых услуг, они также останутся доступны россиянам, как и раньше. В беседе с «Газетой.Ru» гендиректор МФК «МигКредит» Олег Гришин рассказал, что компания полностью трансформировала бизнес-процессы в региональных офисах и сейчас до 90% выдачи займов происходит через удаленные каналы.

«Мы готовы работать в удаленном режиме. Для нас уже не важно, будет вторая волна коронавируса или нет. Нас многому научила первая волна, мы понимаем, как действовать в текущей ситуации, и знаем, как купировать негативные процессы»,

– объяснил руководитель компании.

Большой проблемы в удаленной работе не видят и в рекрутинговом агентстве Kelly Services, сотрудники которого все еще не вернулись с удаленной работы. Директор по маркетингу агентства Жанна Волкова рассказала «Газете.Ru», что сейчас в офисе работают не более 20% сотрудников.

Жанна Волкова отметила, что

к сентябрю портфель заказов на подбор персонала вырос и составил почти 80% от докризисного уровня. Однако из-за угрозы второй волны коронавируса сказать, выйдет ли компания по итогам года на докризисные показатели, очень сложно, ведь если сократятся заказы, упадут и доходы агентства.

Но сам процесс подбора персонала уже полностью переведен в онлайн. Соискатель проходит собеседование по видеосвязи, и если работодатель соглашается принять его на работу, все что, остается будущему сотруднику — дождаться курьера с пакетом документов на подпись. По словам Жанны Волковой, сейчас 30% фактических трудоустройств происходят именно в таком виде.

Пострадают все те же

А вот фитнес-клубы относятся к возможному введению жестких ограничений с большой опаской.

«От новых жестких ограничений наш бизнес, естественно, пострадает, поэтому все мы очень надеемся, что новые меры будут мягче. Конечно, мы рассматриваем любые сценарии и готовимся к возможному закрытию залов, но это не пройдет бесследно и индустрия, скорее всего, потеряет многих участников рынка»,

– предупреждает PR-директор X-Fit в России Ольга Чинёнова.

И хотя офис компании, оказывающей консалтинговые услуги клубам, по-прежнему работает в удаленном режиме (сотрудники посещают его два раза в неделю), окончательного решения о полном переводе сотрудников на удаленку нет. На данный момент в X-Fit наблюдают за развитием ситуации.

Что касается типичной для фитнес-клубов практики перевода занятий в онлайн-режим, во время самоизоляции идея поначалу приносила определенные плоды, но после стало понятно, что широко внедрять такую практику в России пока невозможно.

«Мы до сих пор оставили эту модель на наших платформах в YouTube и Instagram, потому что на такие услуги остался спрос и на фоне прогнозов о возможной второй волне пандемии отказываться от дистанционки не хотелось. Поэтому бесплатные занятия в соцсетях мы продолжаем», – сказала Ольга Чинёнова.

А вот персональные тренировки и марафоны, которые X-Fit пытался монетизировать, на деле позволили разве что поддерживать на плаву тренеров. Сама компания прибыли от такого формата работы не получила.

«С коммерческой точки зрения онлайн в России пока не прижился. Это связано с психологической неготовностью россиян заниматься дома, у большинства людей просто не хватает мотивации или не сформировано доверие к удаленному тренерству»,

– сетует Ольга Чинёнова.

Представитель X-Fit сообщила «Газете.Ru», что клиентам предлагались комбинированные карты, в которые входили и онлайн- и офлайн-услуги. Потребность в них также оказалась не очень высокой: ими пользовались только люди, которые уезжали в командировки или по каким-то причинам не хотели приходить в залы.

Статистка такова, что клиентский поток сейчас на 25-30% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Сегодня до фитнес-клубов не доходят в основном люди, которые боятся заразиться коронавирусной инфекцией, либо те, кто лишился заработка.

Владелица сети Fitness One Наталья Штромбах в беседе с «Газетой.Ru» сказала, что в ее сети «с ужасом думают о том, что всех снова придется отправлять на удаленку». Она отметила, что в залах очень жестко выдерживаются правила по входному фильтру: всем сотрудникам и посетителям измеряют температуру, следят за соблюдением социальной дистанции. Благодаря этому по клубам сети не было ни одной вспышки заболеваемости.

«Мы только-только начали поднимать голову после весенних потерь, и сейчас как раз начинается активный сезон — восстановление началось в последней декаде августа. Посещаемость в сентябре восстановилась до 70-80% в сравнении с прошлым годом, соответственно, по доходам в зависимости от проекта мы пока в минусе где-то на 25-30%»,

— приводит цифры Наталья Штромбах.

Что касается онлайн-занятий, то владелица сети фитнес-центров тоже признала их полную несостоятельность. По ее словам, первые месяца полтора самоизоляции клиенты активно отзывались на онлайн-занятия, сразу после этого вся активность резко обвалилась, и это было не только у Fitness One, но и у других сетей. А к концу мая люди вообще практически перестали выходить в эфир.

Из-за возможных ограничений проблемы возникнут и в ресторанной индустрии, хотя, по мнению ресторатора Дмитрия Левицкого, доставка останется доставкой, а те, кто в прошлый раз договорились со своими арендодателями, смогут сделать это в очередной раз. При этом предприниматель признался, что в его заведениях никак не готовятся к новым возможным ограничениям, хотя и ждут ужесточения мер контроля в плане масочного режима, измерения температуры, контроля входа и прочего.

«С другой стороны, а как к этому можно подготовиться? Если что, просидим на карантине еще месяц-два. Если уж не сдохли, так не сдохнем»,

— подчеркнул Дмитрий Левицкий.

Девелоперы адаптировались

В ДОМ.РФ «Газете.Ru» рассказали, что в сентябре запустили пилотный проект, дающий сотрудникам возможность выбора формата работы: из дома, из офиса или в режиме общего рабочего пространства, коворкинга. Пандемия в этом смысле лишь ускорила то, что неизбежно случилось бы, заметили в компании. Для проекта в компании обновили систему оценки эффективности, которая позволяет увидеть результат каждого сотрудника. Сейчас уже около 70% сотрудников ДОМ.РФ выбрали удаленный или комбинированный формат работы. Сам проект, в любом случае, продлится до конца года, после чего будет принято решение, внедрять ли такую систему на постоянной основе.

Крупнейшие девелоперы на российском рынке тоже не видят проблемы в возвращении к режиму удаленной работы, поскольку успели отработать все свои бизнес-процессы в онлайн-формате.

В группе ПИК «Газете.Ru» рассказали, что компания планомерно цифровизировала те или иные решения, переводила весь процесс от выбора жилья до оформления ипотеки в цифровую среду и этой весной полностью завершила этот процесс.

«Мы пока отказались от офисов продаж и адаптировали процесс покупки квартир для удобства клиентов: находясь в любой точке мира, на нашем сайте покупатели посещают виртуальные шоу-румы и бронируют понравившуюся квартиру, подают единую ипотечную анкету сразу во все крупнейшие банки и получают одобрение кредита за пару часов, загружают необходимые для сделки документы и подписывают ДДУ, оплачивают квартиру, кладовую или машиноместо картой онлайн или в ипотеку»,

– сообщили представители компании.

Сама по себе удаленная работа в компании стала нормой в 2018 году, сегодня уже более 2 000 проектировщиков из 50 регионов России работают удаленно в рамках одной системы, объемы проектирования превышают 5 млн кв. м. жилья в год, уточнили в группе ПИК.

Первый заместитель генерального директора группы «Самолет» Виталий Руденко согласился с тем, что перевод всех бизнес-процессов в онлайн позволил девелоперам сгладить удар, который нанесла пандемия всей мировой экономике в целом. Топ-менеджер рассказал, что благодаря оперативному переходу на онлайн-сделки застройщик сохранил 70% продаж в период самоизоляции.

«Мы запустили возможность приобрести квартиру полностью удаленно еще летом 2019 года. После введения ограничений мы добавили возможность консультаций с менеджером по видеосвязи и продолжили совершенствовать личный кабинет клиента, делая его все более удобным, — подчеркнул Виталий Руденко. — Конечно, после отмены ограничений этот инструмент продолжает работать и будет развиваться, особенно в части удаленного консультирования».

Что касается работы сотрудников, все они отправились на удаленную работу весной после объявления режима самоизоляции с полным доступом ко всем необходимым для выполнения обязанностей системам и сервисам — большинство из них так и не вернулось в офисы. А в общежитиях на стойплощадках были обеспечены санитарные нормы для проживающих там рабочих.

Президент группы «Эталон» Геннадий Щербина в беседе с «Газетой.Ru» рассказала, что компания одной из первых на рынке запустила дистанционные продажи и онлайн-туры для клиентов, с помощью которых они могут «посетить» любой объект, не выходя из дома. При этом популярностью у покупателей пользуется сочетание онлайн- и офлайн-форматов.

Новости и материалы
Названы самые высокооплачиваемые профессии в России
В ДНР назвали предположительные цели ВСУ для ракет ATACMS
Экс-руководитель магаданской Росавиации отправлен в СИЗО
Глава МИД КНР рассказал, чем обернется конфликт США и Китая
Россиянам объяснили, почему нельзя выучить язык по приложению
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
Все новости