Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

МЧС внутри

Обозреватель журнала «Русский Newsweek»

Кризис — что-то очень важное в психологии России, фетиш национального самосознания, общая точка фрустрации. Единственный популярный политик кроме Владимира Путина у нас специалист по кризисам, а его самолет, направляющийся за границу под злорадно-слащавый бубнеж телесуфлера, — единственный символ присутствия России в мире. Мы ищем и находим кризисы у других, чтобы дольше не обращать внимания на собственные.

Теперь нам показывают Францию. И, глядя на картинки ночных пожаров, мы с удовлетворением заключаем, что в процветающей Европе катастрофа, а законность и демократия в повседневной жизни оборачиваются беспорядками и гнетущим страхом. И как-то сразу легче на душе. Мы тогда приходим к выводу об общественной пользе обеспечивающей минимальный порядок вертикали и одновременно успокаиваем себя: что ни делай — без разницы, везде бардак. И противоречия тут не видим.

Мы не извлекаем уроков, а извиняем собственную слабость воли.

Вот Франция. Там действительно социальный кризис. Глубокий. Происходящий из национального снобизма, если не шовинизма, и выросший на общественном самообмане, что все равны, хотя всем ясно, что есть люди второго сорта. Что, отгородившись от них стеной и патрулем, можно делать вид, что торжествует egalite. Франция 20 лет пытается решить проблему этнических гетто в пригородах — и ничего не выходит. По той причине, кажется, что их существование есть точка национального консенсуса. Президент Ширак шлет сегодня сигналы детям трудных кварталов, что они такие же французы, как и все. Но на словах это ведь всегда так было. Раньше от лицемерия. Теперь эти слова отражают страх.

У нас такого не будет, говорит, к примеру, московский мэр Лужков. Чего «такого»? Стихийных восстаний нацменьшинств, потому что в Москве диаспоры, как он говорит, живут в мире? Или мягкой реакции на бунты, и мы их подавим, как он тоже говорит, в зародыше? Ну слава богу. Но этот противоречивый ответ — неверный и не туда. У нас такое уже есть. И речь тут не столько даже о кризисе межнациональной толерантности, который, конечно, налицо. И не о геттоизации Кавказа, вообще меньшинств, одним пакетом тоже зачисленных в граждане второго сорта. И не об отсутствии внятной миграционной политики. Это частности, так сказать.

Дело скорее в лицемерии и вранье, поставленных на поток и организующих наш уклад.

В расхождении слов и жизни. Мы на кухнях говорим одно, соседям — другое, а когда по телевизору слышим третье, соглашаемся и не верим. Мы за демократию — а кто против? — но добровольно передаем свои гражданские права наверх, потому что им все равно видней. Буквально как с выборами губернаторов — или делая вид, что участвуем, как с выборами президента или парламента. И боимся в этом себе признаться. Мы избираем не тех, кому доверяем, и поэтому нам их назначают в Общественную палату.

Мы как один знаем, что переход к назначению губернаторов сделал из конституционной федерации страну обкомов, и с убеждением вслух соврем, что ничего особо не поменялось: как нам их ставили, так и ставят сверху. Сейчас суд определит, что Конституция не задета, и мы снова выдохнем: все сходится, суд решил. Мы сажаем самого богатого предпринимателя из зависти — но определив, что он нас ограбил, но как бы за то, что он полез в политику, формально по налогам, но так, чтобы было ясно, что не в налогах дело. И тех, кто его сажает, разумеется, тоже будем считать грабителями. Мы доверяем президенту и скептически оцениваем его работу. Сами себя обманываем и сами себе верим, не только зная, что все не так, но и предполагая худшее.

Мы ощущаем кризис и так напуганы, что делаем вид, что все в порядке. И направляем нашу жизнь в замкнутый круг бессилия.

Общественное лицемерие — эта всегда способ не замечать проблему, которая никуда не делась. Пульпит, залитый содой, пока не сгнил. Тяжелые и в общем мрачные события во Франции дали нам возможность со стороны пристально посмотреть, что такое слабость. Извлечь урок. Нет, мы как всегда упрямо твердим, что у нас таких проблем нет и не будет, и как всегда, что и требовалось, соврем.

Новости и материалы
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Все новости