Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Показательное разоблачение карательного права

Обозреватель журнала «Русский Newsweek»

С уходом генпрокурора Устинова гражданское общество ждет от российской карательной системы самоочищения. Назрело. Пора уже поговорить об отдельных перегибах и провести работу над ошибками. Вовремя остановить — вовремя остановиться, требует теперь печать от имени широкой общественности.

Опубликованный в «Известиях» финальный эпизод многосерийного пасквиля на Михаила Ходорковского заканчивается приговором прокуратуре и сложившемуся правопорядку. Какая общественная опасность, неожиданно спрашивает газета, исходила от матери двоих детей юриста ЮКОСа Светланы Бахминой? Почему не подыскали, как требует закон, ее начальнику место заключения поближе и сослали его в Сибирь? Зачем лепят из него злостного нарушителя лагерного режима? Может, хватит? Действительно — подытожим от своего имени — к чему такая жестокость к уже придавленным сапогами бунтовщикам?

Последний случай в этом смысле характерный. Вчера Ходорковский должен был закончить отбывать срок в карцере за нарушение правила, запрещающего заключенным дарить друг другу и принимать в дар пищу. Правило это перпендикулярно здравому смыслу и порядкам зоны, а потому неисполнимо, не исполняется и трактуется на зоне как произвол, но его тем не менее всегда возможно — в рамках закона — применить. Говорят, так же в свое время обошлись с рецидивистом Япончиком. Российская пенитенциарная система, таким образом, любого арестанта видит жертвой этого противоречия двух порядков, но использует это противоречие только отношении конкретных лиц — или сама пенитенциарная система не сможет жить.

Представьте, что ГАИ заставляет вас в точности, до запятой, соблюдать все правила ПДД и скоростной режим на московской магистрали. Вы разобьетесь. Любой закон в теории всегда кистень: концепция известной с 70-х годов «итальянской забастовки» состоит в угрожающем индустрии параличом дотошном исполнении ее работниками всех уставов и предписаний.

Это вопрос подхода: либо общество описывает законом — всегда формально — свои жизненные привычки, либо воспринимает его как обух. Как орудие применения.

Дело ЮКОСа было организовано как пример торжества законности — теперь его бывший владелец демонстрирует в лагере торжество инструкций.

Опорное преимущество обвинения в деле ЮКОСа состояло в определении налоговой дисциплины: суд вслед за налоговиками задним числом переоформлял оптимизацию в уклонение. Это как если бы в электричке контролер снял бы вас с поезда за то, что вчера выросла цена билета, а полгода назад вы платили по прежней стоимости. Но дело не в этом, а в том, что если ссаживать всех пассажиров, то электричка и не нужна. Налоговые претензии в деле ЮКОСа, применимые к подавляющему большинству игроков рынка, могли быть эффективно предъявлены только в рамках точечного правосудия —

стихийную волну распространения этой репрессивной практики назвали налоговым террором и остановили приказом сверху.

Общество, организующее свою жизнь с помощью избирательной юстиции, напоминает нейрохирурга, сшивающего нервные окончания суровой ниткой. Теперь прокуратуру обвиняют в эксцессах — что она, мол, катком прошла по ЮКОСу и воюет с остальным бизнесом. Это так. Но показательное правосудие — неточный и тяжелый инструмент: оно восстанавливает общественную справедливость приблизительно, на глаз. И к тому же, где провести границу? И кто ее проведет? До дела Ходорковского и его «хозяйственный» 8-летний срок мы бы все дружно сочли немыслимым. Равно как и спущенную сверху для подкрепления серию разоблачений в прессе. А это все в порядке вещей.

Сначала некоторые даже думали, что Ходорковскому дадут мало. После приговора Бахминой какие могут быть иллюзии? Непримиримая суровость и тотальное торжество закона во всех проявлениях дела ЮКОСа — ясный сигнал, что дело ЮКОСа не закрыто и касается всех.

Мягкое показательное правосудие — это нонсенс и, можно сказать, злоупотребление правом.

Потому что смысл показательного правосудия — в том, что его невозможно распространить на всех, но можно применить к каждому.

Новости и материалы
Смартфон оказался популярной альтернативой вибратора
Названа самая большая проблема загрязненных после чернобыльской аварии областей России
Айза рассказала об интиме с Гуфом после развода
Суд вынес приговор обвиняемой в совершении теракта в центре Стамбула в 2022 году
ВСУ ушли с передней линии обороны в Бердычах
«Корочка хлеба, маслице с сахаром»: Елена Борщева о скромных радостях детства
Россиянин выгнал собаку из будки, чтобы спрятаться в ней от силовиков
В сети обсуждают свадебный образ Дарьи Поверенновой: «Идеальное платье для невесты»
В Томске лишили свободы мужчину, который украл цветы, чтобы сделать сюрприз девушке
Финансист оценил, как курс рубля отреагировал на сохранение ключевой ставки
Защита попросила Мосгорсуд отменить арест Тимура Иванова
ВЦИОМ замерил уровень доверия россиян Путину
Мужчина, оставивший 43 кошки без еды и воды в пустой квартире, получил 20 суток тюрьмы
В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в КНР
Бывший футболист «Спартака» рассказал, что ему понравилось в матче с ЦСКА
В Кремле рассказали, как закончится спецоперация на Украине
Анастасия Решетова ответила, делает ли «уколы красоты»
Женщина рассказала, что ее возбуждает сильнее любого вибратора
Все новости